Развитие законодательства об ответственности за преступления экстремистской направленности в период Российской империи (с 1846 по 1917 г.)
Аннотация
В статье на основе анализа уголовного законодательства периода Российской империи с 1846 г. до момента ее распада в 1917 г. обозначены основные закономерности развития норм о противодействии деяниям экстремистской направленности (включая воспрепятствование функционированию запрещенных сообществ). Приведены меры, принимаемые законодателем для предотвращения деятельности тайных обществ, а также персонификации ответственности их членов. При этом анализируемый период развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности условно разделен на два этапа.
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 08/2024 |
Страницы | 62-65 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-8-62-65 |
Экстремизм как явление существует и существовал на различных этапах развития российской государственности. Несомненно, понятие экстремизма современниками периода Российской империи не определялось.
Для наиболее точного рассмотрения экстремизма как правового и, прежде всего, деструктивного явления следует в рамках ретроспективного анализа выделить этапы развития его правового регулирования в истории нашего государства.
При этом научную ценность будет иметь выделение схожих по содержанию и конструкции составов преступлений с ныне действующими и признающимися экстремистскими по современному законодательству. В связи с этим представляется необходимым провести ретроспективный анализ, поэтапно изучая принятые законодательные акты, имеющие значение для систематизации.
1845 г. в Российской империи ознаменован введением Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (далее — Уложение). При этом изложенные в главе шестой Уложения о наказаниях уголовных и исправительных «О тайных сообществах и запрещенных сходбищах» статьи возможно отнести к экстремистским преступлениям в их современном понимании.
Разделение участников тайных обществ, повсеместно действовавших на территории Российской империи и зачастую посягавших на спокойствие и целостность государства в ст. 347 Уложения, предлагалось разделять на основателя (начальника) и членов. Последние имели деление в зависимости от уровня личной осведомленности о целях общества, а также по возможности донесения такой информации до законного правительства. Из указанной статьи вытекала не только возможность, но и обязанность это сделать, в противном случае предусматривалась повышенная ответственность для лиц, осведомленных о преступных целях общества. Основатели и начальники подобных тайных обществ, исходя из структуры нормы, законодателем разделялись.