Цифровая маркировка молока и молочной продукции как правовой механизм обеспечения продовольственной безопасности России
Аннотация
В статье рассмотрены особенности функционирования новой установленной цифровой системы маркировки молока и молочной продукции как объекта обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации. В рамках анализа использовался ряд методов научного познания, которые позволили определить актуальность изучения данной проблематики в условиях цифровизации российского общества. Изучение указанного объекта исследования построено на рассмотрении нормативно-правовой базы в данной сфере. Результатами исследования явилось определение комплекса проблем организации проведения сотрудниками правоохранительных органов мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений в сфере оборота молока и молочной продукции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 08/2024 |
Страницы | 43-47 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-8-43-47 |
В предыдущих работах нами уже обращалось внимание, что продовольственная безопасность России — это один из основных компонентов, отражающих уровень социально-экономического развития страны, который выражается не только в самообеспечении ее основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Важна также гарантия физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевой продукции, которая должна не только быть в объемах, необходимых для активного и здорового образа жизни, но и соответствовать обязательным требованиям безопасности.
Причем именно безопасность молока и молочных продуктов требует выработки должного механизма контроля за этой сферой общественных отношений, в том числе на основе международного опыта, связанного с цифровой маркировкой такой продукции как одного из базовых пищевых продуктов.
К сожалению, наличие на современном рынке нелегальной, контрафактной и фальсифицированной продукции, в том числе относящейся к так называемому молочному сектору, для России остается одной из острых и актуальных проблем. Одним из способов решения данной проблемы является применение разработанной и апробированной в Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС) единой национальной системы маркировки продукции и прослеживаемости товаров.
Предпосылками для создания системы цифровой маркировки в странах ЕАЭС, в число которых изначально входили Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Беларусь и Российская Федерация, оказался ряд экономических проблем: низкий уровень дохода населения; большой объем продукции, произведенной и импортируемой нелегально; преобладание теневой внешней и внутренней торговли; необходимость расширения налоговой базы; наличие угрозы для жизни и здоровья граждан, возникающей из за контрафактной и фальсифицированной продукции.
В этой связи страны — участницы Евразийского межправительственного совета проявили интерес к внедрению на своих национальных территориях требования об обязательной маркировки товаров с использованием средств идентификации с целью улучшения контроля за качеством, подлинностью и безопасностью товаров. При этом с целью обеспечения свободной торговли и недопущения появления препятствий Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) поручено выработать унифицированные правила и нормативы для системы маркировки товаров идентификационными знаками, позволяющие обеспечить согласованный подход к введению обязательной идентификационной маркировки на рынках государств-членов.