Дата публикации: 08.08.2024

Ответственность за финансирование терроризма: направления совершенствования российского уголовного законодательства

Аннотация

В статье рассматриваются существующие в юридической науке подходы к вопросу выделения самостоятельного состава финансирования терроризма в отдельную статью УК РФ. Автором анализируются аргументы, обосновывающие целесообразность внесения изменений в уголовное законодательство, и предлагается проект новой статьи 205.7 УК РФ «Финансирование терроризма». С учетом приоритетов международного сотрудничества Российской Федерации с государствами БРИКС приводятся положения из антитеррористического законодательства названных государств, в котором существуют отдельные нормы об ответственности за финансирование терроризма. Реализация предложения о криминализации финансирования терроризма в самостоятельной статье позволит установить единый подход к ответственности за указанное деяние и повысить уровень соответствия международным стандартам в этой области.




Совершение каждого преступления террористической направленности требует финансирования и материально-технического оснащения террористов, в том числе оружием, транспортом и боеприпасами. На сегодняшний день существуют высокие риски финансирования терроризма, в том числе связанные с использованием сети Интернет (социальные сети, мессенджеры, краудфандинг), наличных денежных средств, банковских счетов и банковских карт, электронных кошельков, а также систем денежных переводов без открытия счета. Кроме этого, возрастают риски использования виртуальных активов при совершении преступлений ввиду их особой правовой природы и децентрализованного характера.

В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) не существует самостоятельной статьи, криминализующей ответственность за финансирование терроризма: оно криминализовано в ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ и рассматривается в качестве формы содействия террористической деятельности, объектом посягательства которого является общественная безопасность.

Кроме этого, ч. 1 ст. 208 УК РФ предусматривает ответственность за финансирование вооруженного формирования, а ч. 2 ст. 361 УК РФ — за финансирование акта международного терроризма. Указанные деяния также относятся к преступлениям террористической направленности, и их регламентация в разных статьях УК РФ может создавать непоследовательность в применении единого подхода к наказанию за финансирование терроризма. Отсутствие системности выражается также в том, что в понятие «финансирование терроризма» в примечании 1 ст. 205.1 УК РФ включается финансирование деяний, предусмотренных в том числе ст. 208 УК РФ, а указание на ст. 361 УК РФ отсутствует. В ситуации с ч. 1 ст. 208 УК РФ следует отметить дублирование уголовно-правового запрета и различие в санкциях, а в ч. 2 ст. 361 УК РФ хоть и нет дублирования норм, но предусматриваются разные сроки лишения свободы. Некоторыми исследователями, например С.А. Пичугиным, предлагается устранить указанные диспропорции в санкциях и исключить из ч. 1 ст. 208 УК РФ слова «или его финансирование».

В юридической литературе сложилось несколько подходов к вопросу о необходимости выделения самостоятельного состава финансирования терроризма в отдельную статью УК РФ. К примеру, С.Ю. Богомоловым обосновывалось создание новой статьи на том основании, что финансирование терроризма принципиально отличается от других форм содействия террористической деятельности, а объект включает в себя не только общественную, но и экономическую безопасность в качестве дополнительного объекта. Действительно, уже более 10 лет на повестке дня стоит вопрос активизации законодательных мер по сокращению объемов наличных расчетов в экономической деятельности, которые часто используются террористами и их пособниками. Выделение финансирования терроризма в отдельную статью УК РФ в новой редакции предлагал также С.В. Аверин. При этом им отмечалось, что данное предложение уже выносилось Росфинмониторингом на рассмотрение и направлялось на согласование с заинтересованными ведомствами, но не получило поддержки.

Рядом других авторов, например А.Н. Игнатовым и А.Г. Сапруновым, критикуется действующая редакция ст. 205.1 УК РФ в части установления уголовной ответственности за финансирование терроризма и предлагается новая редакция, которая должна повысить системность правового регулирования в части устранения чрезмерной конкретизации и дифференциации форм вовлечения лиц в совершение преступлений террористической направленности. Однако данные изменения не решают проблемы, связанные с особенностями непосредственного объекта финансирования терроризма.

Список литературы

1. Аверин С.В. Уголовная ответственность за финансирование терроризма / С.В. Аверин // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 28–33.
2. Богомолов С.Ю. Финансирование терроризма: особенности содержания непосредственного объекта / С.Ю. Богомолов // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32). С. 216–220.
3. Волеводз А.Г. К вопросу об учете потребностей противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма при формировании правовых основ оборота криптовалюты в Российской Федерации / А.Г. Волеводз // Правовое поле современной экономики. 2016. № 3. С. 135
4. Гринько С.Д. Уголовно-правовое противодействие финансированию терроризма / С.Д. Гринько // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4 (172). С. 88–91.
5. Игнатов А.Н. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: совершенствование законодательной регламентации / А.Н. Игнатов, А.Г. Сапрунов // Общество и право. 2018. № 2 (64). С. 39–45.
6. Пичугин С.А. Ответственность за финансирование терроризма по российскому уголовному законодательству: вопросы регламентации и нормативного совершенствования / С.А. Пичугин // Legal Bulletin. 2021. Т. 6. № 4. С. 70–79.
7. Старцев Г.В. Системный подход к формированию механизмов пресечения каналов финансирования терроризма с позиции экономической безопасности / Г.В. Старцев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. Т. 6. № 36 (93). С. 57–61.

Остальные статьи