Ответственность за финансирование терроризма: направления совершенствования российского уголовного законодательства
Аннотация
В статье рассматриваются существующие в юридической науке подходы к вопросу выделения самостоятельного состава финансирования терроризма в отдельную статью УК РФ. Автором анализируются аргументы, обосновывающие целесообразность внесения изменений в уголовное законодательство, и предлагается проект новой статьи 205.7 УК РФ «Финансирование терроризма». С учетом приоритетов международного сотрудничества Российской Федерации с государствами БРИКС приводятся положения из антитеррористического законодательства названных государств, в котором существуют отдельные нормы об ответственности за финансирование терроризма. Реализация предложения о криминализации финансирования терроризма в самостоятельной статье позволит установить единый подход к ответственности за указанное деяние и повысить уровень соответствия международным стандартам в этой области.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 08/2024 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-8-31-34 |
Совершение каждого преступления террористической направленности требует финансирования и материально-технического оснащения террористов, в том числе оружием, транспортом и боеприпасами. На сегодняшний день существуют высокие риски финансирования терроризма, в том числе связанные с использованием сети Интернет (социальные сети, мессенджеры, краудфандинг), наличных денежных средств, банковских счетов и банковских карт, электронных кошельков, а также систем денежных переводов без открытия счета. Кроме этого, возрастают риски использования виртуальных активов при совершении преступлений ввиду их особой правовой природы и децентрализованного характера.
В настоящее время в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) не существует самостоятельной статьи, криминализующей ответственность за финансирование терроризма: оно криминализовано в ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ и рассматривается в качестве формы содействия террористической деятельности, объектом посягательства которого является общественная безопасность.
Кроме этого, ч. 1 ст. 208 УК РФ предусматривает ответственность за финансирование вооруженного формирования, а ч. 2 ст. 361 УК РФ — за финансирование акта международного терроризма. Указанные деяния также относятся к преступлениям террористической направленности, и их регламентация в разных статьях УК РФ может создавать непоследовательность в применении единого подхода к наказанию за финансирование терроризма. Отсутствие системности выражается также в том, что в понятие «финансирование терроризма» в примечании 1 ст. 205.1 УК РФ включается финансирование деяний, предусмотренных в том числе ст. 208 УК РФ, а указание на ст. 361 УК РФ отсутствует. В ситуации с ч. 1 ст. 208 УК РФ следует отметить дублирование уголовно-правового запрета и различие в санкциях, а в ч. 2 ст. 361 УК РФ хоть и нет дублирования норм, но предусматриваются разные сроки лишения свободы. Некоторыми исследователями, например С.А. Пичугиным, предлагается устранить указанные диспропорции в санкциях и исключить из ч. 1 ст. 208 УК РФ слова «или его финансирование».
В юридической литературе сложилось несколько подходов к вопросу о необходимости выделения самостоятельного состава финансирования терроризма в отдельную статью УК РФ. К примеру, С.Ю. Богомоловым обосновывалось создание новой статьи на том основании, что финансирование терроризма принципиально отличается от других форм содействия террористической деятельности, а объект включает в себя не только общественную, но и экономическую безопасность в качестве дополнительного объекта. Действительно, уже более 10 лет на повестке дня стоит вопрос активизации законодательных мер по сокращению объемов наличных расчетов в экономической деятельности, которые часто используются террористами и их пособниками. Выделение финансирования терроризма в отдельную статью УК РФ в новой редакции предлагал также С.В. Аверин. При этом им отмечалось, что данное предложение уже выносилось Росфинмониторингом на рассмотрение и направлялось на согласование с заинтересованными ведомствами, но не получило поддержки.
Рядом других авторов, например А.Н. Игнатовым и А.Г. Сапруновым, критикуется действующая редакция ст. 205.1 УК РФ в части установления уголовной ответственности за финансирование терроризма и предлагается новая редакция, которая должна повысить системность правового регулирования в части устранения чрезмерной конкретизации и дифференциации форм вовлечения лиц в совершение преступлений террористической направленности. Однако данные изменения не решают проблемы, связанные с особенностями непосредственного объекта финансирования терроризма.