Особенности компаративного анализа посредничества во взяточничестве
Аннотация
Статья посвящена проблеме коррупции, остро стоящей сегодня перед любым государством мира и представляющей серьезную угрозу его национальной безопасности, точнее одному из ее скрытых проявлений — посредничеству во взяточничестве. В статье рассматриваются особенности уголовной ответственности за совершение данного преступления в отдельных зарубежных государствах (прежде всего, это страны СНГ и бывшего СССР, а также Монголия, КНР, Япония), где данный состав преступления, как и в России, выделен в качестве самостоятельного. В результате анализа автор выделяет три основных подхода в реализации уголовной ответственности за совершение посредничества во взяточничестве: через институт соучастия, через объективную сторону преступления и через специальный субъект преступления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 08/2024 |
Страницы | 26-30 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-8-26-30 |
Одним из приоритетных направлений в области уголовной политики, обеспечивающих безопасность национальных интересов, является противодействие различным коррупционным преступлениям, что актуально не только для Российской Федерации, но и для каждого отдельно взятого государства.
Основными коррупционными преступлениями, которые встречаются чаще всего, являются получение и дача взятки. Однако компаративный анализ зарубежного законодательства показал, что практика борьбы с посредничеством во взяточничестве находится на достаточно высоком уровне. В настоящее время ответственность за посредничество во взяточничестве в большинстве государств предусматривается в рамках соучастия в преступлении в качестве пособника в получении / даче взятки (например, в уголовном законодательстве Монголии). Однако наибольший интерес вызывает сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства тех государств, которые включили реализацию уголовной ответственности за совершение посреднических действий в качестве отдельной самостоятельной правовой нормы в свои уголовные кодексы.
Так, в ст. 432 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК РБ) ответственность за посредничество во взяточничестве дифференцируется в соответствии с квалифицирующими признаками. В частности, ч. 2 ст. 432 УК РБ устанавливает ответственность за данное деяние с применением лицом своих служебных полномочий или при повторном совершении преступления. Перечень наказаний за указанное преступление обширен: ограничение свободы, арест и т.д. Если лицо привлекалось ранее или было судимо за дачу/получение взятки и посредничество во взяточничестве, то назначается наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет (ч. 3 ст. 432 УК РБ).
Дефиниция «посредничество во взяточничестве» в УК РБ определяется непосредственно через объективную сторону, которая указывает на прямую передачу взятки по просьбе взяткополучателя (взяткодателя). В примечании ст. 432 УК РБ регламентированы основания освобождения от уголовной ответственности за данное деяние: добровольное сообщение посредника о совершенном преступлении, последующее активное содействие посредника в расследовании или раскрытии преступления.
В Республике Таджикистан ответственность за посредничество во взяточничестве конструируется с совмещением данного преступления с дачей и получением взятки лично и через посредника. Так, в ст. 320 УК Таджикистана уголовное наказание за дачу взятки через посредника предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет. Несмотря на то что данное преступление не выделено в отдельную уголовно-правовую норму, пределы санкций объединены в один ряд с дачей и получением взятки.