О некоторых проблемах уголовно наказуемого уклонения как длящегося преступления на примере злостного неисполнения судебного акта (ст. 315 УК РФ)
Аннотация
В данной статье через призму одного из решений Конституционного Суда РФ рассматриваются проблемы злостного неисполнения судебного акта как длящегося преступления, в связи с чем анализируются вопросы уголовно-правового значения неисполненной обязанности в структуре длящегося преступления, а также определения момента окончания злостного неисполнения судебного акта. С этой целью исследуются теория уголовного права и судебная практика. Автором обосновывается вывод о том, что, вопреки позиции Конституционного Суда РФ, применение уголовно-правовых норм об уклонениях в рамках конструкции длящихся преступлений влечет за собой нарушение принципа запрета повторного осуждения виновного лица за одно и то же преступление.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 08/2024 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-8-21-25 |
Злостное неисполнение судебного акта, ответственность за которое предусмотрено ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), понимается и судебной практикой, и уголовно-правовой доктриной как длящееся преступление.
Крайне важная позиция, свидетельствующая о наличии неразрешимых проблем, возникающих при понимании преступных уклонений, включая и злостное неисполнение судебного акта, как длящихся преступлений, сформулирована Конституционным Судом РФ (КС РФ) в определении от 29 января 2019 г. № 61-О.
Согласно фактическим обстоятельствам рассматриваемого КС РФ дела, приговором от 7 апреля 2014 г. заявитель осужден по ст. 315 УК РФ за совершение в период до 11 июля 2013 г. злостного неисполнения вступивших в силу судебных решений от 16 декабря 2011 г., 18 июня 2012 г. и 19 июля 2012 г. и воспрепятствование их исполнению. Впоследствии приговором от 22 декабря 2017 г. заявитель вновь осужден за неисполнение тех же судебных решений, однако в иной период — с 12 июля 2013 г. по 31 марта 2017 г.
По мнению заявителя, несмотря на различие во времени совершения преступлений, привлечение к уголовной ответственности в рассматриваемом случае является нарушением конституционного запрета повторного осуждения за совершение одного и того же преступления (неисполнение одних и тех же судебных решений), установленного ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации.
Тем не менее в абз. 4 п. 2 комментируемого решения Конституционный Суд РФ резюмировал, что «деяние (действие или бездействие) в виде неисполнения судебного акта, совершенное после осуждения лица за неисполнение того же судебного акта, а потому в новых условиях времени, места, способа и обстоятельств, не свидетельствует о том же событии преступления и не означает совершение того же преступления, за которое это лицо уже понесло уголовную ответственность».