Дата публикации: 01.08.2024

Мирное использование космоса: современное толкование

Аннотация

В международном космическом праве прямого запрещения военного использования космоса нет, и такое использование ведется активно, особенно в разведывательных, но не агрессивных целях. Однако создаются и испытываются новые виды оружия, которые могут быть очень скоро размещены в космосе. В статье показано, что Договор по космосу должен толковаться с позиций Устава ООН; разделение прав и обязанностей в целях оправдания нарушений устава неправомерно; ограничение «вепонизации» космоса необходимо для обеспечения нормального существования всего человечества. Единственным надежным средством предотвращения насыщения космоса оружием может быть заключение универсального договора.




Появление и широкое распространение идеи мирного использования космоса стало логическим продолжением осознания «бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе» ― как сказано в Преамбуле Устава ООН. В первой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой после запуска первого искусственного спутника, содержался призыв «изучить возможности создания инспекционной системы, которая бы обеспечивала, чтобы полеты объектов в космическом пространстве осуществлялись исключительно в мирных и научных целях». И уже в следующем году в качестве центрального межправительственного форума для рассмотрения вопросов, связанных с мирной космической деятельностью, был создан Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Путем принятия ряда резолюций Генеральной Ассамблеи, а также иных организационных мер была создана единая глобальная система регулирования использования космоса, в которой Комитет по космосу занимает центральное место. В рамках комитета создана правовая основа исследования и использования космоса из пяти договоров, наиболее важным и основополагающим из которых является Договор по космосу 1967 г., а также нескольких резолюций Генеральной Ассамблеи по прикладным видам космической деятельности. В Договоре по космосу обращает на себя внимание его общий мирный характер, как по существу, так и по духу договора, особенно ст. IV, IX и XI. Прямые запреты касаются лишь оружия массового уничтожения. Первый абзац ст. IV договора запрещает государствам-участникам выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. Луна и другие небесные тела должны использоваться «исключительно в мирных целях». Прямо запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, а также «испытания любого типа оружия и проведение военных маневров на небесных телах».

Нет запрета на использование военного персонала, любого оборудования или объектов для научных исследований или любого другого мирного исследования Луны и других небесных тел. Таким образом, Договор по космосу прямо не запрещает военное использование космического пространства как такового и лишь частично налагает на государства ограничение права на размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Термины «мирное использование» или «использование в мирных целях» не имеют точного определения и остаются предметом размышлений.

Оценим статус ст. IV Договора по космосу с точки зрения общего международного права по следующим параметрам: применимость к космическим правоотношениям права на самооборону; категории прав и обязанностей в международном праве; характер erga omnes ст. IV; вопрос о превентивной самообороне.

Список литературы

1. Жуков Г.П. 40 лет Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела / Г.П. Жуков // Юрист-международник. Всероссийский журнал международного права. 2007. № 3. С. 2–1
2. Кокорев Р.С. Основные права и обязанности государств как субъектов международного права / Р.С. Кокорев. Москва : Научая книга, 2004. 216 с.
3. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть : учебник для студентов юридических вузов и факультетов / И.И. Лукашук. 2-е изд. Москва : Бек, 2005. 517 с.
4. Лысенко М.Н. Правовые проблемы и перспективы неразмещения оружия в космосе / М.Н. Лысенко // Право и управление. XXI век. 2019. Т. 15. № 2 (51). С. 29–37. DOI: 10.24833/2073-8420-2019-2-51-29-37
5. Bourbonnière M. Legality of the Deployment of Conventional Weapons in Earth Orbit: Balancing Space Law and the Law of Armed Conflict / M. Bourbonnière, R.J. Lee // European Journal of International Law. 2007. Vol. 18. Iss. 5. P. 873–901. DOI: 10.1093/ejil
6. Christol C.Q. The Modern International Law of Outer Space / C.Q. Christol. New York : Pergamon Press, 1982. 932 p.
7. Dugard J. International Law: A South African Perspective / J. Dugard, M. Du Plessis, A. Katz, A. Pronto. 4th ed. Cape Town : Juta, 2011. 583 p.
8. Lyall F. Space Law: A Treatise / F. Lyall, P.B. Larsen. Ashgate Surrey 2019. 532 p.
9. Merica D. Trump Reaches Back to 2016 Campaign to Slam Clinton over Mars / D. Merica // CNN. 2018. 13 March.
10. Selding P.B. de. US military rebounding as a commercial satellite customer / P.B. de Selding // Space News. 2016. 8 November.
11. Yamaguchi M. Japan Reveals Plan for Space Defense Unit / M. Yamaguchi // Defence News. 2020. 21 January.

Остальные статьи