Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлением в энергетической сфере
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы достаточности правовой охраны топливно-энергетического комплекса. На основе метода сравнительного правового исследования и анализа статистических сведений с применением формальной логики сделан вывод о необходимости разработки институциональных основ возмещения вреда от преступных действий отдельным объектам энергетики. Предложено выделить топливно-энергетический комплекс в качестве отдельного объекта уголовно-правовой охраны; уточнить процессуальную форму возмещения вреда при совершении преступлений в сфере энергетики; на локальном уровне выстраивать и пересматривать внутренние правовые модели сообразно рискам каждой отдельной компании.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 08/2024 |
Страницы | 35-40 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-8-35-40 |
Актуальность исследования определяется в первую очередь недостаточной правовой охраной объектов энергетического комплекса (далее ― ТЭК) в российском отраслевом законодательстве. К составным элементам ТЭК отнесены объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. К объектам ТЭК относятся не только предприятия производства энергии, но и предприятия преобразования, передачи энергии, а также предприятия, осуществляющие добычу, транспортировку и продажу энергетических ресурсов, и связанная с ними инфраструктура. Вопросам безопасности объектов ТЭК законодатель уделил внимание в 2011 г., приняв соответствующий федеральный закон. Несмотря на значительную «молодость» данного объекта права, в области обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности принято большое количество нормативно-правовых актов, в их числе постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы Минэнерго России , Росгвардии . На субъекты ТЭК возлагаются обязанности по обеспечению безопасности и предотвращению происшествий на подведомственных объектах путем категорирования объектов ТЭК по степени опасности; регулярного обследования объектов на предмет отсутствия нарушений законодательства; по разработке и согласованию паспорта безопасности объекта ТЭК; привлечению для охраны объектов ТЭК частно-охранных предприятий, ведомственной и вневедомственной охраны; разработке технических заданий, проведению строительно-монтажных и пусконаладочных работ, организации обслуживания объектов ТЭК.
Однако ежегодно обнаруживается более 20 тыс. повреждений объектов ТЭК, ущерб от которых составляет десятки миллионов рублей. В отношении подведомственных автору статьи объектов энергоснабжения в зоне специальной военной операции на территории новых субъектов России совершаются атаки и преступные нападения, требующие пристального внимания с точки зрения проработки дополнительных мер безопасности и дальнейшей юридической работы, направленной на возмещение вреда.
Также высоким остается уровень коррупции в ТЭК. По словам секретаря Совбеза РФ Николая Патрушева, до сих пор не решен вопрос погашения долгов за поставленные энергоресурсы. В 2020 году задолженность, в том числе с использованием различных криминальных схем, выросла и составила 131 млрд руб.. К вредоносным последствиям также следует отнести случаи травматизма и гибели на объектах ТЭК вследствие ненадлежащего и некомпетентного обращения с объектами ТЭК, эксплуатации оборудования.