Дата публикации: 01.08.2024

Реализация правоохранительной функции государства в цифровой среде

Аннотация

В статье исследуется проблема реализации правоохранительной функции государства применительно к цифровой среде. Предложено авторское видение проблемы развития правоохранительной деятельности в виртуальном мире и, в частности, создания специализированных органов, обеспечивающих кибербезопасность.




Принимая цифровую среду как реальность, в которой существуют цифровые права, возникает вопрос об их защите, то есть о создании государством условий, обеспечивающих безопасность граждан и исполнение правоохранительной функции в виртуальном мире. Попробуем разобраться, насколько корректно и юридически правильно ставить вопрос о правоохранительной функции государства применительно к цифровой среде.

Понятийный аппарат, применяемый в контексте цифровой среды, только формируется, и, безусловно, многие толкования новых определений не бесспорны. В этой связи целесообразно в качестве базовых понятий использовать традиционные категории, применяемые в курсе теории права, и на их основе формулировать желаемое определение. В нашем случае представляет интерес понятие «правоохранительная функция государства» в новых реалиях, связанных с развитием цифровой экономики и появлением цифровой коммуникации, а именно виртуального пространства, где осуществляются социальные контакты, выстраиваются специфические виртуальные правоотношения и совершаются правонарушения.

Толкование смыслового содержания слова «функция» в Большом российском энциклопедическом словаре означает (от лат. functio — исполнение, осуществление) деятельность, обязанность, работа.

В контексте сказанного можно привести позицию Н.И. Матузова и А.В. Малько, изложенную в учебнике по теории государства и права. В частности, авторы определили, что функция государства выражает основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Они считали, что содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. При этом предостерегали от отождествления понятия функции государства с понятиями целей и задач государства.

В Российской Федерации законодатель четко сформулировал, какой правоохранительный орган и как реализует данную ему государством правоохранительную функцию в реальном мире в отличие от виртуального, где механизм ее реализации непонятен, а точнее, не выявлен. Это обстоятельство предопределило появление работ, в которых имеются неоднозначные предложения относительно определения функций государства в цифровой (виртуальной) среде.

Список литературы

1. Горошко И.В. Современные вызовы информатизации и правоохранительная деятельность / И.В. Горошко, Ю.В. Бондаренко // XIII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ–2019 : материалы XIII Всероссийского совещания по проблемам управления ВСПУ–2019
2. Тагиров З.И. Цифровая оперативная обстановка, цифровое имя человека и сетевая (цифровая) правоохранительная деятельность в отечественной модели цифровой экономики / З.И. Тагиров // Вопросы безопасности. 2018. № 4. С. 28–51.
3. Телешина Н.Н. К вопросу о совершенствовании государственного контроля виртуального пространства / Н.Н. Телешина // Информационное право. 2012. № 1. С. 25–30.
4. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. Москва : Юристъ, 2004. 245 с.
5. Федосеева Н.Н. Государственный контроль виртуального пространства в системе функций современного российского государства / Н.Н. Федосеева // Информационное право. 2009. № 3. С. 7–9.
6. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2018. № 9. С. 5–16.
7. Saxena T. ‘Cyber Mitra’ AI Chatbot launched by Surat Police / T. Saxena // Cyber Peace. 2024. 16 February.

Остальные статьи