Дата публикации: 01.08.2024

О формах и мерах юридической ответственности за нарушения в сфере государственного оборонного заказа

Аннотация

Актуальность добросовестного исполнения сторонами принятых на себя обязательств по государственному оборонному контракту максимально проявилась в условиях проведения СВО. В этой связи меры юридической ответственности являются эффективным способом противодействия нарушениям действующего законодательства в сфере оборонного заказа. Автором сопоставляются нормы гражданского, административного, уголовного и специального законодательства об оборонном заказе в контексте исследования предусмотренных ими негативных последствий нарушения императивных и диспозитивных предписаний о государственном оборонном заказе.




Предваряя рассмотрение специальных, регламентирующих различные виды юридической ответственности лиц, принимающих участие в правоотношениях в сфере государственного оборонного заказа, хотим обратить внимание на содержание ст. 15 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о ГОЗ), предписывающей применение к нарушителям мер дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Как справедливо отмечается Э.И. Лескиной, специальное законодательство, регламентирующее отношения в сфере государственного и муниципального заказов, не содержит предписаний о дисциплинарной ответственности, и, следовательно, необходимо руководствоваться трудовым либо регламентирующим соответствующие направления государственной или муниципальной службы законодательством. Иными словами, применительно к государственному оборонному заказу основания, процедуры применения и дифференциация дисциплинарных взысканий устанавливаются нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в организациях, выступающих в качестве заказчиков.

Гражданско-правовая ответственность, являющаяся последствием гражданского правонарушения, непосредственно связана со стремлением либо защитить законные интересы пострадавшей от правонарушения стороны, либо не допустить их нарушения и в контексте оборонного заказа проявляется в применении тех негативных последствий нарушения договорных обязательств, которые устанавливаются соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

Целям ответственности служит и возможность отказаться от исполнения контрактных обязательств. Законодательно предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, но только в случае нарушения одной из сторон своих обязательств по контракту: отказ от передачи товара, некачественный и/или некомплектный товар, неоднократное нарушение сроков поставки (работы).

Таких же взглядов придерживается и Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных нужд, утвержденном Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г..

Список литературы

1. Беляева О. Административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу / О. Беляева // Прогосзаказ.рф. 2022. № 6. С. 38–46.
2. Лескина Э.И. К вопросу о трудоправовом статусе контрактного управляющего в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Э.И. Лескина // Юрист. 2018. № 2. С. 37–42.
3. Свининых Е.А. Требование о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, как мера превентивного воздействия на хозяйствующих субъектов / Е.А. Свининых // Оборонно-промы
4. Смоляков П.Н. Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа / П.Н. Смоляков // СПС «КонсультантПлюс». 2023.

Остальные статьи