К вопросу о государственной пошлине как инструменте процессуальной экономии
Аннотация
В статье анализируется возможность решения задач оптимизации цивилистического судопроизводства за счет изменения подхода к вопросу государственной пошлины. Относительно предложений о повышении пошлины однозначной позиции не сложилось даже внутри судейского сообщества. Так, в 2017 г. председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев снял с рассмотрения Пленума Верховного Суда Российской Федерации вопрос повышения судебных пошлин, отметив, что данная инициатива может негативно сказаться на реализации права на доступ к правосудию. Тем не менее уже в 2018 г. председатель Совета судей Российской Федерации В.В. Момотов высказал мысль о необходимости повышения несправедливо низких судебных пошлин. В контексте становящейся все более актуальной проблемы загруженности судов вполне справедливыми кажутся инициативы в области популяризации альтернативных способов урегулирования споров, однако каким образом удастся добиться их эффективного развития в условиях дешевого правосудия? К решению данного вопроса следует подойти очень внимательно, рассматривая возможность аккуратного использования механизмов государственной пошлины с целью оптимизации судопроизводства, направленного на увеличение привлекательности использования внесудебных способов урегулирования правовых споров для их участников. При этом важно соблюсти баланс интересов, не допустив превращения права на доступ к правосудию в привилегию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 08/2024 |
Страницы | 99-109 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-8-99-109 |
В конце 2022 г. Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) инициировал масштабную процессуальную реформу, приняв постановления Пленума от 8 ноября 2022 г. № 32 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»; от 15 ноября 2022 г. № 34 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации”» и от 15 ноября 2022 г. № 36 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации”».
Указанные законопроекты предполагают серьезные изменения цивилистического процесса, требующие подробного обсуждения, однако, поскольку предметом настоящей статьи являются возможные пути достижения целей процессуальной экономии, особого внимания заслуживают законопроект № 235526-8, связанный с реформированием Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и законопроект № 237135-8, связанный с реформированием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), буквально пропитанные инициативами в сфере оптимизации судопроизводства, как незначительными, касающимися, например, увеличения сроков изготовления мотивировочной части судебного акта, так и более существенными, направленными на дальнейшее развитие и популяризацию упрощенного производства. Предлагаемые данной реформой изменения красноречиво демонстрируют актуальность поиска новых способов достижения целей процессуальной экономии, а также отчасти подтверждают, что ресурсы оптимизации судопроизводства, не направленные на его упрощение, постепенно исчерпываются.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным обсуждение еще одной глобальной инициативы, направленной на оптимизацию цивилистического процесса, ранее выдвинутой председателем Совета судей Российской Федерации В.В. Момотовым, однако в настоящее время все еще не дошедшей до этапа законопроекта. Речь идет о концептуальном пересмотре подходов к государственной пошлине, спор относительно которого пока не получил окончательного разрешения.
Более того, однозначной позиции по поводу предложенных изменений не сформировалось даже внутри судейского сообщества. В отличие от В.В. Момотова, чья позиция однозначна и сводится к тому, что несправедливо низкий размер пошлин не может компенсировать расходы государства на рассмотрение дела, а также препятствует развитию способов мирного урегулирования споров, председатель ВС РФ В.М. Лебедев считает недопустимым для судейского сообщества выдвигать предложения, которые потенциально могут ограничить доступ к правосудию. Такой взгляд на повышение государственной пошлины в целом поддержан профессиональным юридическим сообществом.
В связи с вышеизложенным для дальнейшего обсуждения темы настоящей статьи необходимо определить содержание права на доступ к правосудию, вытекающее из ст. 45, 46 и 52 Конституции Российской Федерации. Так, А.С. Корпен отмечала, что «право на доступ к правосудию можно определить как равную возможность любого заинтересованного лица беспрепятственно обращаться к судебным и иным механизмам отправления правосудия и принять участие в процессе рассмотрения спора на всех его стадиях». Безусловно, судебные расходы оказывают значительное влияние на реализацию рассматриваемого права, поскольку при излишне высокой стоимости участия в судебном разбирательстве защита нарушенных прав и законных интересов лица в судебном порядке может стать экономически нецелесообразной для участников гражданских правоотношений.