Становление и развитие экологического права в Китае
Аннотация
В статье рассматриваются этапы становления и развития экологического права в КНР. Экологическая безопасность и зеленая экономика являются приоритетными направлениями деятельности любого современного государства. Китай не исключение. Являясь индустриально развитым государством, Китай создал современную систему экологических норм. Однако становление и развитие отрасли экологического права различны в каждом государстве и имеют свои особенности. Также в статье рассматриваются возникавшие в период развития отрасли экологического права и имеющиеся на данный момент проблемы правового обеспечения экологической безопасности и зеленой экономики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 08/2024 |
Страницы | 85-98 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-8-85-98 |
Проблемы экологии являются одним из важнейших направлений деятельности государства. Особенно это актуально для стран с развитой индустриальной экономикой. Китай представляет собой страну с развитым производством, в том числе и иностранных компаний, имеющих производства на территории различных государств. Ряд исследователей называют Китай мировой фабрикой. Кроме того, растущее население Китая, соответственно, увеличивает потребление ресурсов. Все это приводит к серьезным экологическим проблемам. В первую очередь это загрязнение почвы, воды, воздуха вследствие ведения хозяйственной и производственной деятельности. Однако проблемы экологии в Китае не новы, о чем свидетельствуют интенсивное создание и совершенствование правовых норм в экологической сфере.
По вопросам периодизации возникновения и развития экологического права среди ученых нет единого мнения. Ряд авторов, например Ван Гуаньцзюнь, С. Цзян, С. Ма и др., выделяют три этапа в развитии экологической политики и законодательства в экологической сфере Китая.
Начальный этап (1949–1972 годы) характеризуется осознанием наличия экологических проблем и формированием первых шагов в данном направлении. Однако единая политика отсутствовала, правотворческая деятельность заключалась в разработке и издании правовых актов, принятии отдельных управленческих решений (например, об ограничении пользования конкретным рудником и т.д.).
Второй этап (1972–1992 годы) ознаменовался принятием участия в 1972 г. делегации Китая в первой конференции ООН по проблемам экологии в г. Стокгольме. Данная конференция стала толчком к принятию в 1992 г. Закона КНР об охране окружающей среды и ряда иных правовых актов в экологической сфере. По мнению вышеупомянутых авторов, именно на данном этапе начала формироваться экологическая правовая политика Китая, характеризующаяся своей целостностью и четкой постановкой целей и задач. В качестве мер защиты применялось административное пресечение, однако не в полной мере были использованы иные методы, например экономические, общественные и т.д.
Третий этап (1992 г. — наст. время) характеризуется началом реформ и провозглашением политики открытости. В этот период страна переживала индустриальный бум, что спровоцировало рост проблем в экологической сфере. Данный этап отличается окончательной сформированностью экологической правовой политики, принятием широкого спектра правовых актов, закреплением основных принципов экологической политики в Конституции КНР.