Энергетика, экономика и право в Арктической зоне России
Аннотация
В статье рассматриваются соотношение взаимосвязанных направлений: энергетика, экономика и право. Выделено, что эффективным направлением развития экономической деятельности в Арктической зоне России являются энергетические ресурсы для решения стратегических задач государства. Подчеркнуто, что механизм получения прибылей связан с добычей углеводородов на шельфе Арктики. Затронуты важные проблемы строения инфраструктурного комплекса и защиты экологии при добыче полезных ископаемых на шельфе методами новых технологий. Обосновано, что такие стратегические направления, как экономика и право, должны сочетаться для принятия особенного правового режима всех субъектов Арктической зоны России. Исследован массив нормативных правовых актов по экономической деятельности на территории Арктики. Предложено принимать комплексный федеральный закон для развития экономики страны по отношению сырьевой энергетики.
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 08/2024 |
Страницы | 49-62 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-8-49-62 |
На территории Арктики сосредоточены большие запасы разных видов природных ресурсов, некоторые из них являются уникальными. Здесь находятся одни из самых больших запасов энергетических ресурсов на планете. Именно это вызывает наибольший интерес. В настоящее время энергоресурсы в субъектах Арктики и в целом в стране играют важную роль в развитии экономики, что обусловливает необходимость правового регулирования соответствующих отношений. Таким образом, право является неотъемлемым элементом комплексного развития хозяйственной деятельности страны, включая энергетический сектор. Правовые методы управления на территории региона дадут стремительный результат развития экономики страны.
Несомненно, нужно понимать, что Россия — сырьевая страна по сравнению с другими государствами, которой следует развивать промышленное направление. Последние стратегические указы Президента формируют уклад новых правовых актов на территории Арктической зоны России. В данное время ведущие аналитики экономики, известные ученые высказываются о том, что по запасам первичных энергоресурсов страна значится на передовых ролях на мировой арене. Только по углеводородным запасам на территории Арктики Россия занимает первое место в мире, и данный показатель дает большой оптимизм. Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. связывает надежды России как передовой державой планеты Земля. В ближайшее время необходимо разработать стратегические геологические изучения по углеводородным запасам, а с другой стороны — создавать государством комфортные экономические и правовые условия для промышленников. Субъекты страны, находящиеся в этой зоне, самостоятельно обязаны принимать соответствующие нормативные правовые акты. Следует отметить, что в настоящее время Республика Саха (Якутия) занимает лидирующую позицию среди субъектов Арктики по нормотворчеству в области энергетики. В общем, энергетика в России является стратегическим направлением для развития экономики, и страна считается крупнейшим экспортером энергетического сырья на мировой рынок.
В условиях стремительных изменений современного мира, где возникают многочисленные вызовы, развитие и освоение Арктического региона РФ имеет первостепенное значение для обеспечения национальных интересов страны. Наличие большого опыта работы в данном направлении позволило добиться создания качественной основы для развития Российской Арктики. Сегодня крайне необходима четкая правовая основа для правового регулирования экономической деятельности в этом регионе.
В последнее время происходит принятие стратегических подзаконных актов. Один из таких документов — Постановление Правительства от 30 марта 2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации”». Данное Постановление указывает, что Российская Арктика имеет такие преимущества, как преференциальный режим на своей территории. Кроме этого, государством осуществляется поддержка хозяйственной и инвестиционной деятельности, чтобы улучшить существующие условия. Благодаря этой работе становится возможным привлекать финансовые средства из внебюджетных источников, стимулировать активность бизнеса на территории Арктики. Для того чтобы развивать экономику, инвесторы получают государственную поддержку, когда вкладывают средства в транспортную, энергетическую, инженерную инфраструктуру (водо- и газоснабжение, трубопроводы, связь), чтобы реализовать новые инвестиционные проекты, которые отобрали или определили согласно порядкам либо критериям, обозначенным в федеральных законах и других нормативно-правовых актах Российской Федерации. Действие этой комплексной программы распространяется на все социально-экономические направления, обеспечивающие развитие Российской Арктики, на всех субъектов отношений.
В рамках комплексной программы государства для развития Российской Арктики необходимо достижение следующих целей: