Формирование конституционных основ гражданского общества: конституционные проекты 90-х годов в свете конституционной реформы 2020 г.
Аннотация
Поправки в Конституцию РФ, принятые в 2020 г. и упоминающие институты гражданского общества, подчеркивают актуальность возвращения к дискуссии о необходимости включения в текст Конституции РФ положений о гражданском обществе. В статье приводятся основные тезисы дискуссии, развернувшейся в рамках Конституционной комиссии, и рассуждения о важности учета этого опыта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 03/2024 |
Страницы | 30-33 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-3-30-33 |
В начале 90-х годов XX столетия идея гражданского общества оказалась в центре внимания ученых и экспертов. В рамках Конституционной комиссии подчеркивалась необходимость отражения в тексте Основного закона положений о гражданском обществе. Данные инициативы вызывали бурные дискуссии в обществе.
Проект Основного закона, подготовленный Конституционной комиссией, был дополнен третьим разделом, посвященным гражданскому обществу. В результате долгих споров по прошествии нескольких лет третий раздел был исключен из текста проекта. Однако спустя десятилетия мы снова вернулись к вопросу о конституционализации гражданского общества. Так, данный вопрос поднимался некоторыми членами Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ в 2020 г., но ощутимых изменений не произошло. Вместе с тем в Конституции РФ все же появились отдельные положения, а именно полномочие Правительства РФ по осуществлению мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, а также обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики. Более того, в Конституции РФ появилась ст. 75.1, которая установила определенный вектор в выстраивании дальнейшего взаимодействия между государством и гражданским обществом, основанного на взаимном доверии. Таким образом, идеи, предложенные авторами конституционных проектов в начале 90-х годов относительно конституционно-правового регулирования основ гражданского общества, вновь стали актуальными.
Секретарь Конституционной комиссии О.Г. Румянцев, предложив включить раздел о гражданском обществе в структуру проекта, исходил из того, что конституция представляет собой общественный договор между государством, гражданским обществом и личностью, в связи с чем в России должна быть не «конституция государства», а «конституция гражданского общества». Конституция — это закон общества и государства. Роль государства, по замыслу авторов проекта, заключалась в выполнении функций агента общества, правомочного решать лишь тот спектр вопросов, который закреплен народом за государством. О конституции как о генеральном соглашении между властью и обществом говорил В.Д. Зорькин. В отношении триады «личность — общество — государство» предлагалось сместить акцент с государственного устройства на общественное, тем самым возвысить значение гражданского общества, включая роль самоорганизации и самоуправления сообществ.
Кроме того, предполагалось разместить раздел о гражданском обществе между разделом о статусе личности и разделом о государственном устройстве. Таким образом, методологически был предложен «принцип восхождения от единичного к общему». Гражданское общество должно было стать тем самым связующим звеном, так как именно в гражданском обществе опосредуются связи между личностью и государством.
Необходимость обращения к институтам гражданского общества была вызвана политическими и историческими соображениями. Россия в XX столетии прошла через долгий путь в реализации идеи гуманизма и уважения прав и свобод человека и гражданина. В идеологическом плане Конституция должна была «порвать с тоталитаризмом и диктатурой» и провозгласить человека, его права и свободы как самоценность. В период существования советского строя общество поглощалось государством. Введение третьего раздела позволило бы отделить гражданское общество от государства. Гражданское общество — это «важнейшая гарантия против возрождения тоталитаризма». Характерной чертой гражданского общества является то, что институты гражданского общества скреплены горизонтальными кооперационными связями.