Дата публикации: 08.08.2024

Формирование конституционных основ гражданского общества: конституционные проекты 90-х годов в свете конституционной реформы 2020 г.

Аннотация

Поправки в Конституцию РФ, принятые в 2020 г. и упоминающие институты гражданского общества, подчеркивают актуальность возвращения к дискуссии о необходимости включения в текст Конституции РФ положений о гражданском обществе. В статье приводятся основные тезисы дискуссии, развернувшейся в рамках Конституционной комиссии, и рассуждения о важности учета этого опыта.




В начале 90-х годов XX столетия идея гражданского общества оказалась в центре внимания ученых и экспертов. В рамках Конституционной комиссии подчеркивалась необходимость отражения в тексте Основного закона положений о гражданском обществе. Данные инициативы вызывали бурные дискуссии в обществе.

Проект Основного закона, подготовленный Конституционной комиссией, был дополнен третьим разделом, посвященным гражданскому обществу. В результате долгих споров по прошествии нескольких лет третий раздел был исключен из текста проекта. Однако спустя десятилетия мы снова вернулись к вопросу о конституционализации гражданского общества. Так, данный вопрос поднимался некоторыми членами Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ в 2020 г., но ощутимых изменений не произошло. Вместе с тем в Конституции РФ все же появились отдельные положения, а именно полномочие Правительства РФ по осуществлению мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, а также обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики. Более того, в Конституции РФ появилась ст. 75.1, которая установила определенный вектор в выстраивании дальнейшего взаимодействия между государством и гражданским обществом, основанного на взаимном доверии. Таким образом, идеи, предложенные авторами конституционных проектов в начале 90-х годов относительно конституционно-правового регулирования основ гражданского общества, вновь стали актуальными.

Секретарь Конституционной комиссии О.Г. Румянцев, предложив включить раздел о гражданском обществе в структуру проекта, исходил из того, что конституция представляет собой общественный договор между государством, гражданским обществом и личностью, в связи с чем в России должна быть не «конституция государства», а «конституция гражданского общества». Конституция — это закон общества и государства. Роль государства, по замыслу авторов проекта, заключалась в выполнении функций агента общества, правомочного решать лишь тот спектр вопросов, который закреплен народом за государством. О конституции как о генеральном соглашении между властью и обществом говорил В.Д. Зорькин. В отношении триады «личность — общество — государство» предлагалось сместить акцент с государственного устройства на общественное, тем самым возвысить значение гражданского общества, включая роль самоорганизации и самоуправления сообществ.

Кроме того, предполагалось разместить раздел о гражданском обществе между разделом о статусе личности и разделом о государственном устройстве. Таким образом, методологически был предложен «принцип восхождения от единичного к общему». Гражданское общество должно было стать тем самым связующим звеном, так как именно в гражданском обществе опосредуются связи между личностью и государством.

Необходимость обращения к институтам гражданского общества была вызвана политическими и историческими соображениями. Россия в XX столетии прошла через долгий путь в реализации идеи гуманизма и уважения прав и свобод человека и гражданина. В идеологическом плане Конституция должна была «порвать с тоталитаризмом и диктатурой» и провозгласить человека, его права и свободы как самоценность. В период существования советского строя общество поглощалось государством. Введение третьего раздела позволило бы отделить гражданское общество от государства. Гражданское общество — это «важнейшая гарантия против возрождения тоталитаризма». Характерной чертой гражданского общества является то, что институты гражданского общества скреплены горизонтальными кооперационными связями.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие. В 2 томах. Т. 1 / С.А. Авакьян. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2014. 863 с.
2. Зорькин В.Д. Новая Конституция: путь к свободе / В.Д. Зорькин, Л.С. Мамут, В.А. Кикоть // Конституционный вестник. 1990. № 4. С. 3–7.
3. Из истории создания Конституции Российской Федерации : конституционная комиссия : стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.). В 6 томах, 10 книгах / под общей редакцией О.Г. Румянцева. Москва : Волтерс Клувер, Фонд конституционных реформ, 2007–2010
4. Кикоть В.А. Еще раз о необходимости новой Конституции РФ и путях доработки ее проекта // Конституционное совещание. 1993. № 2. С. 28–48.
5. Румянцев О.Г. Новая Конституция для России: наши подходы / О.Г. Румянцев // Конституционный вестник. 1990. № 2.
6. Цанн-кай-си Ф.В. Гражданское общество : реальность и понятие / Ф.В. Цанн-кай-си // Конституционный вестник. 1990. № 4. С. 12–14.
7. Черниловский З.М. Заметки по поводу… / З.М. Черниловский // Конституционный вестник. 1991. № 5.
8. Шевердяев С.Н. Перспективные направления развития категории гражданского общества / С.Н. Шевердяев // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 2–10.

Остальные статьи