Общественный контроль: «второе дыхание» (к 10-летию принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ»)
Аннотация
Общественный контроль после законодательного урегулирования в 2014 г. уверенно занял нишу в палитре гражданского общества, повсеместно сформированы субъекты общественного контроля, апробированы формы его осуществления. В исследовании проанализированы нормы закона, вызывающие сложности в правореализации. Являясь инструментом общества в оценке деятельности публичной власти, контроль должен быть доступен и понятен любому гражданину, не обладающему юридическими познаниями. В связи с чем автором внесены предложения по корректировке действующих норм, а также обоснованы более глубокие преобразования данного института, базирующиеся на использовании цифровых технологий. При этом не исключается дальнейшая конституционализация общественного контроля как важнейшего демократического элемента российского общества.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 03/2024 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-3-26-29 |
Общественный контроль в Российской Федерации получил законодательное урегулирование 10 лет назад в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в РФ» (далее — Закон № 212-ФЗ). Самое время подвести некоторые итоги его реализации, а также поразмышлять о дальнейшем векторе развития.
Появление Закона № 212-ФЗ вызвало в научной литературе широкий отклик, вместивший довольно разнообразные мнения. Е.В. Киричек справедливо отмечает: «…его принятие является, безусловно, историческим событием в деле провозглашения универсальных основ этого института гражданского общества», что объективно оживило интерес к теоретико-правовым исследованиям в названной сфере.
В формирование доктрины общественного контроля неоспоримый вклад был внесен В.В. Грибом, казалось бы, не оставившим без анализа ни одного из основных элементов данного общественного института. Однако авторитетный ученый продолжает уточнение и углубление отдельных научно-теоретических аспектов, охватывая новые подконтрольные обществу сферы. В этом контексте следует также назвать его фундаментальный труд — учебник по общественному контролю, в предисловии к которому автор объяснял необходимость развития концептуальной основы общественного контроля тем, что государством и общественностью стала осознаваться важная социальная роль данного общественного института и масштабы заложенного в него потенциала.
За истекшее десятилетие библиография общественного контроля пополнилась научными работами многих известных отечественных правоведов: Г.Н. Комковой, И.В. Тепляшина, Г.Н. Чеботарева и др., разработавших институциональный механизм и внесших значительный вклад в исследование его отдельных аспектов.
Повторимся, что после 2014 г. активно начали разрабатываться концептуальные основы нового гражданского института, в которых он получил всестороннее обоснование. На практике была создана многочисленная сеть общественных палат и советов от федерального до муниципального уровня, целью которых выступает оценка работы структур публичной власти, в связи с чем контроль приобрел системный характер и получил широкую апробацию.