Сущность свободы слова: единство и противоречие естественной свободы и позитивного права
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы правового понимания одной из фундаментальных свобод человека и гражданина — свободы слова. Конституция Российской Федерации провозглашает свободу мысли и слова, а также гарантирует каждому человеку ее реализацию. Свобода слова является естественной и неотъемлемой свободой человека и составляет основу правового статуса личности. Однако данная свобода имеет ограничения. Установленные Конституцией РФ и федеральными законами ограничения направлены на охрану и защиту прав и свобод любого человека, общества в целом и его нравственных ценностей, а также основанного гражданами государства и конституционного порядка. Автор исследует правовые пределы свободы слова и основания ее ограничения. Проводя анализ сущности свободы слова, как естественной и позитивной свободы, в историческом, философском и правовом аспектах, автор приходит к выводу, что понимание сущности свободы слова невозможно без учета ее ограничений в их взаимосвязи, а игнорирование законов неизбежно ведет к негативным последствиям и прежде всего правовым.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 03/2024 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-3-18-21 |
В условиях цифровизации информационные свободы стали столь же естественны, само собой разумеющимися, как право на жизнь и человеческое достоинство. Между тем в правовом пространстве свобода слова нередко вступает в конфликт с другими правами и свободами человека, порождая судебные споры. Одна из причин противостояния заключается в противоречивой сущности свободы слова.
Что есть свобода слова? Человек существует в постоянном взаимодействии с обществом, его волнуют возникающие в социуме факты и явления, вызывая вопросы о поиске истины. Желание публично выражать свое мнение рождается в человеке в результате восприятия и осмысления реальной действительности, когнитивных процессов, под влиянием субъективных убеждений, ментальности, а также эмоций, чувств, переживаний, возникающих в глубинах человеческой души. Потребность человека в выражении своих мыслей следует из интегральных свойств личности, открытости социуму, трансценденции, желания возвыситься над сложившимися обстоятельствами, чтобы преодолеть социальную ограниченность.
Мысль всегда свободна. Слово неотъемлемо от мысли и представляет собой ее вербальное выражение. Начало любой информации — идея, мысль и только затем кодирование, представление мысли в удобном для нашего понимания виде. Само содержание свободы, выраженное в ст. 29 Конституции Российской Федерации как свобода мысли и слова, свидетельствует о свойственной исключительно человеку способности и естественной природе свободы.
С древних времен источником естественного права признается природа. Речь больше, чем имя, мысль больше, чем речь, мысль охватывает и речь, и имя, «ибо мысль — это мир», говорят нам из глубины веков строки древнего писания Веды, литературного памятника Индии II и I тысячелетий до нашей эры. Рожденная не по указанию или принуждению, а самой жизнью человека и общества, свобода мысли и слова общепризнанно считается естественной свободой. Известный российский ученый-правовед М.В. Баглай отмечает, что состояние свободы принадлежит человеку в силу его рождения и совокупность основных, неотчуждаемых прав — это и есть естественное право. Российский ученый С.С. Алексеев дает определение естественного права как суммы требований, рожденных непосредственно, без какого-либо людского участия, самой натуральной жизнью общества.
Этимологическое определение слова «свобода» в русском языке раскрывается в разных аспектах: с точки зрения философии как возможность проявления субъектом своей воли, в общественной жизни — отсутствие ограничений общества и человека, возможность действовать без понуждения и беспрепятственно, по своему усмотрению, в праве — это возможность выбора в совершении или несовершении действий.