Особенности применения технологии legal design при организации взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества
Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения legal design в современном нормотворчестве в целях обеспечения реализации основных форм непосредственной демократии и вовлечения институтов гражданского общества в процесс принятия и исполнения публичных решений. В ходе проведенного исследования автором представляются новые подходы к определению понятия «юридический дизайн» («legal design»), методологии и формам отражения данной технологии в нормативных правовых актах. В целях обеспечения высокого уровня правопонимания и правоприменения, повышения правосознания и правовой культуры граждан предлагается использовать инструменты legal design при разработке муниципальных правовых актов, регламентирующих основные формы участия институтов гражданского общества в публичном управлении.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 03/2024 |
Страницы | 11-14 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-3-11-14 |
Одной из приоритетных задач любого правового государства является поиск современных инструментов взаимодействия с различными институтами гражданского общества, повышение правовой культуры и правосознания населения в целом. В Российской Федерации законодательно закрепленные формы непосредственной демократии отличаются многообразием: императивные (выборы, референдум, сходы), регулятивные (правотворческая инициатива граждан, общественная инициатива, обращения граждан, митинги, пикеты и пр.), консультативные (публичные слушания, общественные обсуждения, опросы, анкетирование и пр.) и контрольные (представлены различными формами общественного контроля). При этом федеральное законодательство, регламентирующее реализацию вышеуказанных форм непосредственной демократии, преимущественно носит рамочных характер: определяет принципы, полномочия органов публичной власти различного уровня, закрепляет терминологический аппарат, устанавливает основные этапы и сроки. Дальнейшая реализация федеральных норм находит отражение в различных региональных и муниципальных правовых актах. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в отношении нормативных правовых актов, регулирующих проведение местных выборов и референдумов. Также следует отметить, что нормативное правовое регулирование краудсорсинга подчас лишено унификации и систематизации. Например, порядок проведения общественных обсуждений регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». И это далеко не исчерпывающий перечень федеральных нормативных правовых актов.
В ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в Федеральном законе № 131-ФЗ правовая регламентация данного вопроса практически не предусмотрена.
В рамках настоящего исследования нами был проведен анализ действующих муниципальных правовых актов, регулирующих реализацию правотворческой инициативы граждан, и определены ее основные этапы, среди них:
— разработка проекта нормативного правового акта;
— создание инициативной группы граждан, сбор подписей;