Дата публикации: 08.08.2024

Особенности применения технологии legal design при организации взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества

Аннотация

В статье рассматриваются особенности применения legal design в современном нормотворчестве в целях обеспечения реализации основных форм непосредственной демократии и вовлечения институтов гражданского общества в процесс принятия и исполнения публичных решений. В ходе проведенного исследования автором представляются новые подходы к определению понятия «юридический дизайн» («legal design»), методологии и формам отражения данной технологии в нормативных правовых актах. В целях обеспечения высокого уровня правопонимания и правоприменения, повышения правосознания и правовой культуры граждан предлагается использовать инструменты legal design при разработке муниципальных правовых актов, регламентирующих основные формы участия институтов гражданского общества в публичном управлении.




Одной из приоритетных задач любого правового государства является поиск современных инструментов взаимодействия с различными институтами гражданского общества, повышение правовой культуры и правосознания населения в целом. В Российской Федерации законодательно закрепленные формы непосредственной демократии отличаются многообразием: императивные (выборы, референдум, сходы), регулятивные (правотворческая инициатива граждан, общественная инициатива, обращения граждан, митинги, пикеты и пр.), консультативные (публичные слушания, общественные обсуждения, опросы, анкетирование и пр.) и контрольные (представлены различными формами общественного контроля). При этом федеральное законодательство, регламентирующее реализацию вышеуказанных форм непосредственной демократии, преимущественно носит рамочных характер: определяет принципы, полномочия органов публичной власти различного уровня, закрепляет терминологический аппарат, устанавливает основные этапы и сроки. Дальнейшая реализация федеральных норм находит отражение в различных региональных и муниципальных правовых актах. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в отношении нормативных правовых актов, регулирующих проведение местных выборов и референдумов. Также следует отметить, что нормативное правовое регулирование краудсорсинга подчас лишено унификации и систематизации. Например, порядок проведения общественных обсуждений регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». И это далеко не исчерпывающий перечень федеральных нормативных правовых актов.

В ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в Федеральном законе № 131-ФЗ правовая регламентация данного вопроса практически не предусмотрена.

В рамках настоящего исследования нами был проведен анализ действующих муниципальных правовых актов, регулирующих реализацию правотворческой инициативы граждан, и определены ее основные этапы, среди них:

— разработка проекта нормативного правового акта;

— создание инициативной группы граждан, сбор подписей;

Список литературы

1. Витюкова А.О. Лигал дизайн — решение проблем доступным образом / А.О. Витюкова // Вопросы российской юстиции. 2020. № 6. С. 497–507.
2. Гатилова М.М. Перспективы, риски и практика применения технологии «юридический дизайн» / М.М. Гатилова, Я.В. Лысова // Гражданин. Выборы. Власть. 2021. № 3 (21). С. 175–188.
3. Глушаков А.Ю. Средства визуализации права в цифровую эпоху / А.Ю. Глушаков // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 4 (58). С. 18–27.
4. Давыдова М.Л. Правовые символы и символы в праве: понятие, значение, классификация / М.Л. Давыдова // Юридическая техника. 2008. № 2. С. 56–62.
5. Каткова М.М. Визуализация права: понятие, виды, техники / М.М. Каткова // Юриспруденция 2.0: новый взгляд на право : материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 5 декабря 2020 г.) : сборник научных статей. М
6. Махахеева Е.Ю. Legal design: современный способ подготовки документов / Е.Ю. Махахеева, О.А. Шелюгина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2022. № 19. С. 145–147.
7. Никитин А.В. Правовой символ как прием юридической техники / А.В. Никитин // Проблемы юридической техники : сборник статей / под редакцией В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2000. С. 451–455.
8. Никитин А.В. Правовые символы : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Никитин. Нижний Новгород, 1999. 24 с.
9. Помазанский А.Е. Реализация правотворческой инициативы на местном уровне / А.Е. Помазанский // Журнал российского права. 2018. № 8 (260). С. 37–46.
10. Попов В.А. Правотворческая инициатива граждан: правовое регулирование и проблемы реализации (на примере городских округов городов Липецк и Воронеж) / В.А. Попов // Конституционализм и государствоведение. 2019. № 4 (16). С. 82–91.
11. Янковский Р.М. Legal design: новые вызовы и новые возможности / Р.М. Янковский // Закон. 2019. № 5. С. 76–86.
12. Hagan, M. Law by Design / M. Hagan. URL: <a href="http://www.lawbydesign.co/en/home/" target="_blank">http://www.lawbydesign.co/en/home/</a> (date of access: 26.01.2023).
13. Raffin, C. Law by Design: How Design Can Make Legal Services More Usable, Useful & Engaging / C. Raffin, C. Desmares, L.B. Naudet. URL: <a href="https://www.researchgate.net/publication/358861534_Law_by_design_how_design_can_make_legal_services_more_usable_useful_" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/358861534_Law_by_design_how_design_can_make_legal_services_more_usable_useful_</a>

Остальные статьи