Дата публикации: 08.08.2024

Эффективные практики религиозно-мотивированной социальной деятельности

Аннотация

В статье рассматривается развитие социального служения Русской православной церкви на примере реализации общественно-церковных инициатив, которые были созданы на современном этапе верующими людьми — мирянами и священниками. Эти проекты заняли лидирующее позиции во многих сферах гуманитарной деятельности России, часть из них послужили примерами для создания подобных государственных служб. Некоторые руководители связанных с Церковью некоммерческих организаций при этом получили возможность оказывать влияние на принимаемые в государстве решения в области поддержки нуждающихся людей. В статье представлен исторический контекст развития милосердного служения Церкви в России на современном этапе. Делаются выводы о возросшем в последнее время уровне значимости религиозной мотивации при организации социальной деятельности и увеличении числа эффективно работающих проектов Русской православной церкви и общественно-церковных социальных инициатив.




Благотворительная деятельность Русской православной церкви имеет давнюю историю. Начавшись с первых лет присутствия христианской веры на Русской земле, религиозно-мотивированное социальное служение прошло несколько этапов. В первые века существования Киевской Руси храмы и монастыри выполняли функцию духовных центров и вместе с тем являлись средоточием просвещения, учености и благотворительной помощи. Вплоть до Петра I Православная церковь на Руси являлась ключевым организатором социальной помощи в стране. Петр I поставил социальную заботу о нуждающихся под контроль государства, и с тех пор ведущие позиции в сфере поддержки бедных и незащищенных слоев населения постепенно приобрели государственные институты, правда, при сохранении значительного объема церковной благотворительности.

Всплеск религиозно-мотивированной социальной деятельности произошел в XIX в. и был связан с двумя основными факторами. Во-первых, он был вызван созданием и самоотверженным служением общин сестер милосердия в период Крымской, Русско-Турецких и других войн: получили популярность идеи бескорыстной помощи раненым и страдающим людям, причем такое служение осознавалось как служение милосердия во славу Божию. В общины сестер милосердия допускались женщины, которые прошли испытание и перед Богом брали на себя обеты милосердного служения, посвящение в сестры происходило в храмах. В Первую мировую войну на фронтах трудились тысячи сестер милосердия, и значительную часть из них составляли члены церковных, епархиальных общин.

Во-вторых, в XIX в., на фоне тяжелой ситуации с алкоголизацией населения, получает развитие идея создания приходских обществ трезвости. Как показал опыт, такие общества наиболее эффективно действовали именно в церковной среде — то есть в тех случаях, когда были организованы при церковных приходах. К 1911 г. в России насчитывалось 719 обществ трезвости, из которых значительную часть составляли церковно-приходские общества.

Новый, наиболее трудный этап церковной благотворительной деятельности начался после Октябрьской революции. Церковь оказалась вне закона, начались гонения и открытые преследования верующих. В 1929 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» был окончательно введен запрет на благотворительную деятельность Церкви. Православное милосердное служение, за редкими исключениями (такими как сбор пожертвований на танковую колонну «Димитрий Донской»), стало непубличным и вплоть до либерализации отношения государства к религии, начавшейся в последние годы существования СССР, носило подпольный характер.

Современный этап развития социального служения Русской православной церкви начался в постсоветской России. На фоне бурного возрождения религиозной жизни стали стихийно появляться и благотворительные инициативы. Организаторы этих проектов откликались на конкретные существовавшие в обществе проблемы — бедность, возросшее число социальных сирот, бездомность, рост уровня зависимостей. В 90-е годы усилиями верующих стали появляться социальные проекты, которые брали на себя функцию спасения большого числа отчаявшихся людей.

Список литературы

1. Бельков С.Н. Преобразование наркозависимого человека в процессе реабилитации (по материалам реабилитационного центра «Саперное») / С.Н. Бельков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 254–260
2. Быкова А.Г. Общества трезвости в истории трезвенного движения в России в XIX — начале XX в. // Омский научный вестник. 2005. № 4 (33). С. 22–26.
3. В храм пришел наркозависимый. Как помочь? / Игумен Мефодий (Кондратьев), Е.А. Савина, Р.И. Прищенко ; протоиерей С. Рыбчак, П.А. Никитенко. Москва : Адвансед Солюшнз, 2013. 152 с.
4. Данилова А.А. Из опыта воспитательной деятельности Центра Василия Великого / А.А. Данилова // Актуальные проблемы педагогических практик: полемика магистрантов : сборник научно-практических статей / редакторы: А.Г. Козлова, С.Е. Залаутдинова. Санкт-Петерб
5. Когельман П.Л. Совместное социальное служение Пензенской епархии и некоммерческой организации как условие сопровождения молодых лиц с инвалидностью (из опыта социального проектирования АНО «Квартал Луи») / П.Л. Когельман, свящ. Л.В. Шварева // Нива Господ
6. Левчук К.А. Исторические этапы и формы взаимодействия медицины и православия в России / К.А. Левчук // Медицина и образование в Сибири. 2009. № 2. С. 8.
7. Марченко А.Н. Благотворительная деятельность Русской православной церкви в советском государстве (1918—1964-е годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 15 (116). С. 118–132.
8. Степашина Т.Н. Русское православие: первые шаги волонтерского служения / Т.Н. Степашина, Р.Н. Лункин // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 2. С. 229–237.
9. Ткаченко А. Опыт организации работы первого в России детского хосписа в Санкт-Петербурге / А. Ткаченко, С. Сафонова, Ю. [Пунанов и др.] // Медицинский вестник Юга России. 2010. № 2. С. 85–86.

Остальные статьи