О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
Аннотация
На основе теоретических подходов к систематизации нарушений в статье рассматриваются типовые нарушения, выявляемые органами внутреннего государственного финансового контроля. Автором отмечается значимость классификации нарушений в зависимости от причинения ущерба бюджетам бюджетной системы РФ, приводятся примеры таких нарушений и меры реагирования, применяемые органами внутреннего государственного финансового контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 08/2024 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-8-31-34 |
Государственный финансовый контроль (далее – ГФК) представляет собой наиболее важную часть бюджетного процесса, без которой невозможно представить полноценную систему управления общественными финансами.
От эффективности осуществления контрольной функции зависит своевременная и качественная реализация мероприятий национальных проектов, государственных программ и стратегических инициатив.
Сегодня в системе ГФК основной вектор направлен на профилактику и предупреждение нарушений, постепенное внедрение методов предварительного контроля, позволяющих выявлять нарушения до совершения платежных операций, а также на оценку эффективности полученного результата. Переход к превентивной модели контроля предполагает повышение открытости информации о результатах проверок, а также информирование главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС) и органы местного самоуправления о типовых нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере.
Ежегодно органами внутреннего государственного финансового контроля (далее – ОВГФК) выявляется значительное количество нарушений при благоустройстве общественных и дворовых территорий, строительстве и ремонте систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры, гидротехнических сооружений, объектов газоснабжения, зданий общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры, автомобильных дорог, объектов дорожной инфраструктуры, выполнении работ по созданию объектов спортивной инфраструктуры. Как правило, большинство данных мероприятий реализуется в рамках национальных проектов, что предопределяет повышенное внимание контрольных органов к необходимости снижения рисков нарушений при расходовании бюджетных средств.
Так, в 2022 г. Федеральным казначейством выявлено нарушений на общую сумму 656 403,6 млн рублей, или 12% от общего объема проверенных средств. Структура нарушений представлена на рисунке 1.