Дата публикации: 08.08.2024

О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля

Аннотация

На основе теоретических подходов к систематизации нарушений в статье рассматриваются типовые нарушения, выявляемые органами внутреннего государственного финансового контроля. Автором отмечается значимость классификации нарушений в зависимости от причинения ущерба бюджетам бюджетной системы РФ, приводятся примеры таких нарушений и меры реагирования, применяемые органами внутреннего государственного финансового контроля.




Государственный финансовый контроль (далее – ГФК) представляет собой наиболее важную часть бюджетного процесса, без которой невозможно представить полноценную систему управления общественными финансами.

От эффективности осуществления контрольной функции зависит своевременная и качественная реализация мероприятий национальных проектов, государственных программ и стратегических инициатив.

Сегодня в системе ГФК основной вектор направлен на профилактику и предупреждение нарушений, постепенное внедрение методов предварительного контроля, позволяющих выявлять нарушения до совершения платежных операций, а также на оценку эффективности полученного результата. Переход к превентивной модели контроля предполагает повышение открытости информации о результатах проверок, а также информирование главных распорядителей бюджетных средств (далее – ГРБС) и органы местного самоуправления о типовых нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Ежегодно органами внутреннего государственного финансового контроля (далее – ОВГФК) выявляется значительное количество нарушений при благоустройстве общественных и дворовых территорий, строительстве и ремонте систем и (или) объектов коммунальной инфраструктуры, гидротехнических сооружений, объектов газоснабжения, зданий общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры, автомобильных дорог, объектов дорожной инфраструктуры, выполнении работ по созданию объектов спортивной инфраструктуры. Как правило, большинство данных мероприятий реализуется в рамках национальных проектов, что предопределяет повышенное внимание контрольных органов к необходимости снижения рисков нарушений при расходовании бюджетных средств.

Так, в 2022 г. Федеральным казначейством выявлено нарушений на общую сумму 656 403,6 млн рублей, или 12% от общего объема проверенных средств. Структура нарушений представлена на рисунке 1.

Список литературы

1. Абсолямов Р.Г. Оплата фактически не выполненных работ: вопросы квалификации нарушений органами внутреннего государственного финансового контроля / Р.Г. Абсолямов, А.А. Денисова // Финансовое право. 2023. № 8. С. 8–11.
2. Антипова Т.В. Методические проблемы классификации финансовых нарушений органами государственного контроля / Т.В. Антипова // Вестник АКСОР. 2016. № 1 (37). С. 47–56.
3. Даниленко Н.И. Концептуальные подходы к созданию единой системы государственного и муниципального финансового контроля / Н.И. Даниленко // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 15. С. 34–39.
4. Мигачев Ю.И. Теоретико-правовые основы государственного контроля (административные и финансовые аспекты) / Ю.И. Мигачев, И.А. Муравьев // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3. С. 79–86.
5. Овсянников Л.Н. О показателях результатов государственного финансового контроля / Л.Н. Овсянников // Финансы. 2011. № 10. С. 55–60.
6. Петров А.М. Система внутреннего финансового контроля и ее возможности контроля финансовых нарушений в процессе расходования средств на федеральные проекты / А.М. Петров, Е.В. Никифорова, О.В. Шнайдер // Экономические науки. 2020. № 11 (192). С. 291–294.
7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева ; под общей редакцией Б.А. Райзберга. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2011. 511 с.

Остальные статьи