Институт обязательного аудита и его место в системе финансового права
Аннотация
В статье исследуется финансово-правовой институт обязательного аудита. Рассматривается его природа и обосновывается его место в системе финансового права. Подчеркивается, что финансово-правовой институт обязательного аудита должен быть включен в общую часть науки и отрасли финансового права и содержит в себе нормы, установленные в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». Акцентируется внимание на особенностях финансового правоотношения обязательного аудита.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 08/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-8-2-5 |
Проблема развития системы финансового права на сегодняшний день является весьма актуальной и дискуссионной. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых, прежде всего, реальная тенденция к передаче государством все чаще и чаще ряда своих задач на аутсорсинг, т.е. для решения этих задач некоммерческими организациями за счет их собственных финансовых ресурсов, но под эгидой государства, в том числе и финансовой. Этим фактором сегодня определилось формирование таких финансово-правовых институтов, как «финансы госкорпораций» и «финансы публично-правовых компаний». Кроме того, объективно финансово-правовое регулирование всегда тяготело и сегодня заметно тяготеет к созданию единого алгоритма регулирования разнообразных видовых отношений, благодаря чему они объединяются в родовые отношения с присущими им родовыми признаками. Этот фактор определил в начале 60-х годов прошлого века выделение в системе финансового права института государственного финансового контроля, а в последующем обоснование его комплексной финансово-правовой природы с целым рядом особенностей. Этим же фактором обосновывается и возможность выделения сегодня в системе финансового права финансово-правового института «возврата и зачета фискальных платежей». Наконец, в современных условиях весьма интересным является вопрос финансово-правового обоснования института обязательного аудита, что уже было сделано в науке, и, следовательно, определение его места в системе финансового права, что до сих пор в науке не сделано. Иногда институт обязательного аудита рассматривают как часть института публичного финансового контроля, а иногда как самостоятельный институт в общей части финансового права.
Для того чтобы определить место обязательного аудита в системе финансового права, необходимо выяснить, как он связан с предметом финансового права и в отношении каких субъектов он осуществляется.
В ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») аудиторские услуги (аудиторская деятельность) определены как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Исходя из норм ч. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», аудиторская деятельность является предпринимательской.
Несмотря на предпринимательский характер аудиторской деятельности, контрольные услуги аудиторов имеют давнюю и прочную связь с государственным контролем (надзором), муниципальным контролем, осуществляемыми в публичных интересах. На сегодняшний день идея государственной контрольно-надзорной системы четко сформулирована в нормативных правовых актах: государственный контроль (надзор), муниципальный контроль являются инструментами защиты охраняемых законом ценностей (далее – ОЗЦ) от причинения им вреда (ущерба) действиями (бездействием) различных социально-экономических субъектов.
Понятие ОЗЦ было впервые определено в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»: это жизнь, здоровье людей, нравственность, права и законные интересы граждан и организаций, непричинение вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, иные ОЗЦ. В силу своей универсальности это те ценности, защита которых составляет публичный интерес.