Дата публикации: 01.08.2024

Правовые основы использования искусственного интеллекта в судебной деятельности в России и за рубежом

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы, возможности и риски концепции «цифровой судья». Представлено, что в ее основе находится внедрение технологических возможностей искусственного интеллекта в процесс организации и осуществления судебной власти. Показано, что уже сейчас искусственный интеллект в той или иной мере используется судьями при выполнении ими профессиональных обязанностей, что связано с общей цифровизацией органов судебной власти. Выделены общие особенности понятия прогностического правосудия. Обозначена необходимость цифрового единообразия в оформлении документов, представляемых в органы судебной власти, а также их надлежащего структурирования. Сформулирован вывод, что без создания больших информационных платформ невозможно эффективное внедрение искусственного интеллекта в процесс осуществления судебной власти.




Развитие искусственного интеллекта (далее – ИИ) стало трендом последнего пятилетия. В различных странах обсуждают перспективы внедрения новой технологии, потенциальные риски, а также возможность полного отказа от алгоритмизации в некоторых сферах общественной жизни. В дискуссию включаются и юристы: во многих исследованиях примеряется роль «цифрового судьи», абсолютно беспристрастного, быстро анализирующего большие объемы информации, выносящего точные и правильные постановления. Высказываются предложения о включении «цифрового судьи» в число полноправных субъектов процессуального права (причем во всех видах судопроизводства). Футурологические прогнозы носят разный характер, иногда они склонны преувеличивать возможности современных информационно-коммуникативных технологий. Это обусловливает необходимость разобраться в реалиях «цифрового суда» и перспективах его появления, а также обозначить те правовые особенности, которые будут нуждаться в своем законодательном закреплении.

Концепция «цифровой судья» плотно связана с электронным правосудием, с цифровизацией судебной власти, значимые шаги по развитию которой осуществлены во время ограничений, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. Вынужденная изоляция и введение социальных ограничений привели к экстренному внедрению дистанционных судебных процессов, минимизирующих личное участие сторон и иных участников процесса. Итогом стал Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определивший ведение электронных дел со всеми вытекающими дополнениями: электронная подача заявлений, цифровая аутентификация, рассмотрение дел с помощью видеоконференц-связи. Этому предшествовало утверждение Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Концепции развития технологий машиночитаемого права (протокол от 15.09.2021 № 31), в которой содержатся прямые ссылки на «умный суд» – подход, используемый в КНР.

Электронное правосудие (за рубежом используется универсальный термин «e-justice») – широкое понятие, которое охватывает внедрение любых цифровых технологий в систему осуществления судебной власти (от использования компьютеров при печатании текста до создания специальных баз данных). К нему примыкает понятие «цифровая юстиция» («Digital Justice»), в рамках которой электронизацией охватываются также органы, оказывающие содействие правосудию (адвокатура, нотариат, службы исполнения судебных решений и др.). Таким образом, понятие «цифровой судья» выступает элементом более общего термина – «электронное правосудие». Иными словами, ему не противоречит: развитие одного аспекта способствует продвижению другого.

В Российской Федерации внимание к ИИ отражается на уровне стратегических документов. Так, Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р утверждена Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года. Однако в этом документе отсутствует упоминание о применимости ИИ в системе судопроизводства. Связь, в большей мере, прослеживается с цифровой экономикой, что носит оправданный характер.

Президентом РФ неоднократно утверждался перечень поручений по результатам конференций, посвященных развитию ИИ: Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242; Перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» от 16 декабря 2021 г. № Пр-2371; Перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» от 29 января 2023 г. № Пр-172. Но и в них отсутствует упоминание особых видов судопроизводства с использованием ИИ. Аналогичный вывод может быть сформирован по прочтении Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490. Это не означает, что «цифровой судья» – футуристический прогноз, не имеющий реальной основы. Апробация новой технологии в технической сфере рано или поздно приведет к ее распространению в общественном секторе.

Список литературы

1. Бондарь Н. Экономическое право : учебник / Н. Бондарь, Р. Амелин, Д. Артемова, Д. Велиева [и др.] ; под научной редакцией Н.С. Бондаря. Москва : Проспект, 2021. 352 с.
2. Бурдина Е.В. Цифровой доступ к суду в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / Е.В. Бурдина // Российский судья. 2022. № 10. С. 49–53.
3. Козырева А.А. Применение технологий искусственного интеллекта в правосудии / А.А. Козырева, Т.В. Пирожкова // Администратор суда. 2021. № 2. С. 12–16.
4. Курочкин С.А. О перспективах применения искусственного интеллекта в гражданском и арбитражном судопроизводстве / С.А. Курочкин // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. № 2. С. 37–42.
5. Липчанская М.А. Развитие технологий машиночитаемого права: теоретические проблемы и перспективы / М.А. Липчанская, С.А. Привалов // Журнал российского права. 2022. № 10. С. 85–96.
6. Момотов В.В. Искусственный интеллект в судопроизводстве: состояние, перспективы использования / В.В. Момотов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 5. С. 188–191.
7. Chen В.М. How will Technology change the Face of Chinese Justice? / В.М. Chen, Z. Li // Columbia Journal of Asian Law. 2020. Vol. 34. Iss. 1. P. 1–58.
8. D’Amato A. Can/Should Computers Replace Judges? / A. D’Amato // Georgia Law Review. 1977. Vol. 11. Northwestern Public Law Research Paper № 11–36.
9. Katz D.M. A General Approach for Predicting the Behavior of the Supreme Court of the United States / D.M. Katz, M.J. Bommarito, J. Blackman // PLoS One. 2017. Vol. 12. Iss. 4. Art. e0174698.
10. Luc Julia. L’intelligence artificielle n’existe pas / Julia Luc. Paris : FIRST, 2019. 288 р.
11. Melley В. Judges in England and Wales are given cautious approval to use AI in writing legal opinions // The Associated Press. 2024. January 8.
12. Papagianneas S. Fairness and justice through automation in China's smart courts / S. Papagianneas, N. Junius // Computer Law & Security Review. 2023. Vol. 51. Art. 105897.
13. Reiling A.D. Courts and Artificial Intelligence / A.D. Reiling // International Journal for Court Administration. 2020. Vol. 11. Iss. 2. P. 1–8.
14. Thomas C. Automating Judicial Discretion: How Algorithmic Risk Assessments in Pretrial Adjudications Violate Equal Protection Rights on the Basis of Race / C. Thomas, A. Pontón-Núñez // Minnesota Journal of Law & Inequality. 2022. Vol. 40. № 2. Art. 5.

Остальные статьи