Организация и обеспечение безопасности судебной деятельности на территории Донбасса, Запорожья и Херсона: вопросы теории и практики
Аннотация
Статья посвящена исследованию отдельных теоретических и практических вопросов организации и обеспечения безопасности судебной деятельности на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В статье рассматриваются вопросы финансирования судов, государственных закупок для обеспечения нужд судебных органов, некоторые вопросы открытости судебной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 08/2024 |
Страницы | 41-45 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-8-41-45 |
Прошедший 2023 г. навсегда вошел в историю судебной системы Российской Федерации. Список действующих судебных органов пополнился более 50 новыми арбитражными, военными судами и судами общей юрисдикции, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики (далее – ДНР), Луганской Народной Республики (далее – ЛНР), Запорожской области (далее также – Запорожье) и Херсонской области (далее также – Херсон).
Кропотливая и напряженная работа по организации и построению работы судебных органов на новых территориях, выполненная по поручению Президента РФ в кратчайшие сроки, ознаменовалась принятием 19 сентября 2023 г. Пленумом Верховного Суда РФ Постановлений № 29–32, согласно которым днем начала деятельности новых судов установлено 21 сентября 2023 г.
Открытие судов на территории Донбасса, Запорожья и Херсона не только укрепило российскую государственность в условиях беспрецедентного внешнего давления, но и позволило полноценно защитить права граждан и юридических лиц, значительно повысив доступность правосудия. Достижение данной цели требует оперативного, взвешенного и безошибочного решения множества задач, и начало судебной деятельности на освобожденных территориях в существующих политико-правовых реалиях само по себе показало, что с этими задачами страна в целом и судебная система, в частности, справились.
Вместе с тем в период активной фазы специальной военной операции и вызванными ею недружественными действиями отдельных государств надлежащее обеспечение судебной деятельности на данных территориях должно пользоваться повышенным вниманием государства и общества.
Надлежащее организационное обеспечение деятельности судов является необходимым условием для полного и независимого осуществления отправления правосудия. В этой связи совершенствование организации судебной деятельности в первую очередь направлено на реализацию основных принципов правосудия – самостоятельности и независимости судебной власти.