Дата публикации: 01.08.2024

Организация и обеспечение безопасности судебной деятельности на территории Донбасса, Запорожья и Херсона: вопросы теории и практики

Аннотация

Статья посвящена исследованию отдельных теоретических и практических вопросов организации и обеспечения безопасности судебной деятельности на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В статье рассматриваются вопросы финансирования судов, государственных закупок для обеспечения нужд судебных органов, некоторые вопросы открытости судебной деятельности.




Прошедший 2023 г. навсегда вошел в историю судебной системы Российской Федерации. Список действующих судебных органов пополнился более 50 новыми арбитражными, военными судами и судами общей юрисдикции, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики (далее – ДНР), Луганской Народной Республики (далее – ЛНР), Запорожской области (далее также – Запорожье) и Херсонской области (далее также – Херсон).

Кропотливая и напряженная работа по организации и построению работы судебных органов на новых территориях, выполненная по поручению Президента РФ в кратчайшие сроки, ознаменовалась принятием 19 сентября 2023 г. Пленумом Верховного Суда РФ Постановлений № 29–32, согласно которым днем начала деятельности новых судов установлено 21 сентября 2023 г.

Открытие судов на территории Донбасса, Запорожья и Херсона не только укрепило российскую государственность в условиях беспрецедентного внешнего давления, но и позволило полноценно защитить права граждан и юридических лиц, значительно повысив доступность правосудия. Достижение данной цели требует оперативного, взвешенного и безошибочного решения множества задач, и начало судебной деятельности на освобожденных территориях в существующих политико-правовых реалиях само по себе показало, что с этими задачами страна в целом и судебная система, в частности, справились.

Вместе с тем в период активной фазы специальной военной операции и вызванными ею недружественными действиями отдельных государств надлежащее обеспечение судебной деятельности на данных территориях должно пользоваться повышенным вниманием государства и общества.

Надлежащее организационное обеспечение деятельности судов является необходимым условием для полного и независимого осуществления отправления правосудия. В этой связи совершенствование организации судебной деятельности в первую очередь направлено на реализацию основных принципов правосудия – самостоятельности и независимости судебной власти.

Список литературы

1. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы / Е.Б. Абросимова. Москва : Институт права и публичной политики, 2002. 160 c.
2. Бурдина Е.В. Финансирование судов в зависимости от их нагрузки: теоретико-правовые аспекты / Е.В. Бурдина // Журнал российского права. 2022. № 11. С. 119–131.
3. Курц Н.А. Актуальные вопросы осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд органов судебной власти / Н.А. Курц // Гражданское право. 2016. № 5. С. 18–20.
4. Орлов А.В. О некоторых особенностях проведения закупочных процедур органами судебной власти Российской Федерации, обусловленных необходимостью обеспечения безопасности судей, реализации принципов открытости и доступности правосудия / А.В. Орлов // Российс
5. Правосудие в современном мире : монография / под редакцией В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. Москва : Норма, Инфра-М, 2012. 704 с.

Остальные статьи