Дата публикации: 01.08.2024

Квалификация деликтов с участием средств индивидуальной мобильности

Аннотация

В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникшие в ходе квалификации противоправных деяний с участием средств индивидуальной мобильности. Показано, что отсутствует единый подход к квалификации противоправных деяний, совершаемых водителями средств индивидуальной мобильности. Автор приходит к выводу о том, что только комплексный подход в определении и урегулировании правового статуса средств индивидуальной мобильности внесет ясность в привлечение их водителей к административной и уголовной ответственности.




Предупреждение дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) является приоритетным направлением в развитии законодательства о безопасности дорожного движения нашей страны. Важным фактором обеспечения стабильного демографического и социально-экономического развития нашего государства является снижение показателей аварийности. Достижение таких приоритетных целей требует комплексного подхода, включающего не только пропаганду соблюдения правил участниками дорожного движения, но и ужесточение правил производства и эксплуатации транспортных средств (далее – т/с).

Ежегодное увеличение количества средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ) на дорогах России, рост их технических характеристик и расширение модельного ряда должны повлиять на повышение требований к условиям допуска их участия в дорожном движении. Именно так выглядит адекватная реакция со стороны государства, озабоченного сокращением смертности и ранений всех участников дорожного движения. Однако мер по ужесточению требований к конструкции и техническим характеристикам СИМ, а также мер предосторожности при их эксплуатации, способных существенно понизить показатели аварийности или ее последствия, в настоящий момент не принято.

Вместо этого по дорогам общего пользования, тротуарам и в границах пешеходных зон передвигаются т/с, подпадающие под разные категории т/с, периодически относящиеся к пешеходам. СИМ находятся в свободной продаже, не требуют прав на управление, государственной регистрации и страхования ответственности водителя, состояние здоровья которого никто не проверял. А действующее законодательство не предусматривает адекватной ответственности за создаваемые угрозы безопасности дорожного движения.

В настоящий момент передвижение на СИМ представляет опасность не только для пешеходов, но и для их пользователей. Поэтому назрела необходимость пересмотра законодательно регламентированных условий допуска к участию в дорожном движении СИМ, с обязательным указанием возраста пользователей таких средств, допустимых скоростных ограничений для них, необходимости получения удостоверений для такого управления и соблюдения мер предосторожности, а также предусмотреть ответственность за нарушение внедряемых правил.

Пока остается констатировать, что распространение в населенных пунктах новых видов средств передвижения в условиях правовой неопределенности приводит к росту числа ДТП. Перспективность и значимость подоб­ных видов т/с указывает на необходимость скорейшего регулирования сферы контроля за использованием СИМ, в том числе исчерпывающей регла­ментации их правового статуса.

Список литературы

1. Антонов А.А. Некоторые аспекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности / А.А. Антонов // Юрист. 2019. № 12. С. 25–30.
2. Бурова И.Л. О некоторых проблемах правового регулирования новых видов транспортных средств с электродвигателем / И.Л. Бурова, М.В. Рудов // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 2 (209). С. 84–93.
3. Вислогубова О.И. Иные виды материальной ответственности лиц, управляющих арендованными электросамокатами / О.И. Вислогубова // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 2. С. 90–93.
4. Вислогубова О.И. К вопросу о правовой идентификации электросамокатов, гироскутеров и сегвеев / О.И. Вислогубова // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 4 (54). С. 88–91.
5. Зенкова Ю.Е. Особенности определения административно-правового статуса пользователей средств индивидуальной мобильности в качестве участников дорожного движения / Ю.Е. Зенкова И.А. Кузнецов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №
6. Колоколов Н.А. Лицо, подвергнутое административному наказанию, – специальный субъект в современном уголовном праве России. Анализ примеров из новейшей судебной практики применения ст. 264.1 УК РФ / Н.А. Колоколов // Мировой судья. 2019. № 3. С. 14–23.
7. Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения / Д.В. Соколов // Транспортное право. 2021. № 3. С. 11–14.

Остальные статьи