Квалификация деликтов с участием средств индивидуальной мобильности
Аннотация
В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникшие в ходе квалификации противоправных деяний с участием средств индивидуальной мобильности. Показано, что отсутствует единый подход к квалификации противоправных деяний, совершаемых водителями средств индивидуальной мобильности. Автор приходит к выводу о том, что только комплексный подход в определении и урегулировании правового статуса средств индивидуальной мобильности внесет ясность в привлечение их водителей к административной и уголовной ответственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 08/2024 |
Страницы | 32-35 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-8-32-35 |
Предупреждение дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) является приоритетным направлением в развитии законодательства о безопасности дорожного движения нашей страны. Важным фактором обеспечения стабильного демографического и социально-экономического развития нашего государства является снижение показателей аварийности. Достижение таких приоритетных целей требует комплексного подхода, включающего не только пропаганду соблюдения правил участниками дорожного движения, но и ужесточение правил производства и эксплуатации транспортных средств (далее – т/с).
Ежегодное увеличение количества средств индивидуальной мобильности (далее – СИМ) на дорогах России, рост их технических характеристик и расширение модельного ряда должны повлиять на повышение требований к условиям допуска их участия в дорожном движении. Именно так выглядит адекватная реакция со стороны государства, озабоченного сокращением смертности и ранений всех участников дорожного движения. Однако мер по ужесточению требований к конструкции и техническим характеристикам СИМ, а также мер предосторожности при их эксплуатации, способных существенно понизить показатели аварийности или ее последствия, в настоящий момент не принято.
Вместо этого по дорогам общего пользования, тротуарам и в границах пешеходных зон передвигаются т/с, подпадающие под разные категории т/с, периодически относящиеся к пешеходам. СИМ находятся в свободной продаже, не требуют прав на управление, государственной регистрации и страхования ответственности водителя, состояние здоровья которого никто не проверял. А действующее законодательство не предусматривает адекватной ответственности за создаваемые угрозы безопасности дорожного движения.
В настоящий момент передвижение на СИМ представляет опасность не только для пешеходов, но и для их пользователей. Поэтому назрела необходимость пересмотра законодательно регламентированных условий допуска к участию в дорожном движении СИМ, с обязательным указанием возраста пользователей таких средств, допустимых скоростных ограничений для них, необходимости получения удостоверений для такого управления и соблюдения мер предосторожности, а также предусмотреть ответственность за нарушение внедряемых правил.
Пока остается констатировать, что распространение в населенных пунктах новых видов средств передвижения в условиях правовой неопределенности приводит к росту числа ДТП. Перспективность и значимость подобных видов т/с указывает на необходимость скорейшего регулирования сферы контроля за использованием СИМ, в том числе исчерпывающей регламентации их правового статуса.