Основные конвенциональные ценности и смыслы в правовой культуре Израиля
Аннотация
В статье проводится анализ и дается характеристика основных конвенциональных ценностей правовой культуры Израиля. Эти ценности составляют основу правовой системы любого государства. В свою очередь, Израиль очень разнороден по своему этническому, религиозному и культурному составу. Так сложилось исторически. Это обусловливает специфику основных конвенциональных ценностей и смыслов в правовой культуре Израиля, а также правового дискурса, в ходе которого они формируются. Акцентируется внимание на культурной и исторической природе данных ценностей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 08/2024 |
Страницы | 45-52 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-8-45-52 |
Право Израиля – удивительный во всех смыслах феномен. С одной стороны, имеется гигантский массив сведений как о Моисеевом праве, так и праве современного Израиля. С другой стороны, это право остается как бы вне классификаций большинства компаративистов. Исключение составляют М.Н. Марченко, В.В. Оксамытный и А.Х. Саидов, которые не только раскрывают суть Моисеева права, но и описывают подробности становления светского права Израиля в его взаимосвязи с правом религиозным. Бóльшая часть остальных исследователей даже не указывает на необходимость исследования Моисеева права как историко-культурного феномена, оказавшего немалое воздействие на становление римского, а затем и всего европейского права. Правовая культура Израиля как государства не очень большого видимого интереса у большинства исследователей также не вызывает. Мы все же полагаем, что есть ряд оснований, позволяющих считать и правовую систему, и правовую культуру этой страны весьма интересной и чрезвычайно значимой для всей общеправовой теории в силу уникальности исторического пути, пройденного Израилем, и его современного состояния.
А.Х. Саидов справедливо указывает, что «правовая система Израиля представляет собой подлинную лабораторию сравнительного права». Феномен «лаборатории» позволяет увидеть, как буквально на глазах формируется право нового (а на самом деле, древнейшего) государства в сложнейших геополитических условиях.
В общеправовой теории понятие правовой культуры, с одной стороны, является одним из наиболее общих и широких по своему содержанию: в научной юридической литературе правовая культура наделяется самыми различными характеристиками и значениями. С другой стороны, понятие «правовая культура», фиксирует на уровне теории качественные характеристики государственно-правовой организации общества, в силу чего очень значимо для понимания, описания и прогнозирования разнообразных процессов, составляющих в своей совокупности правовую жизнь общества. Тем не менее объединяет множественные вариации понимания правовой культуры то, что в качестве центрального элемента (или находящегося, по крайней мере, в числе наиболее важных элементов) правовой культуры позиционируются правовые ценности. Значимость правовых ценностей в том, что они фундируют и воспроизводят смыслы, которые выражаются в виде конкретных правил, предписаний, а также в правореализации. Исторические условия являются основаниями тех стандартов правового поведения, которые избирают люди, и тех возможностей обеспечения достижения социальной стабильности и требований правопорядка, ибо именно через правовые ценности общество формирует целостность правопорядка и стабильности правовой системы. Неслучайно отечественные законодатели и Президент Российской Федерации уделяют много внимания аксиологической проблематике. Так, в ноябре 2022 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Вместе с тем ценности не статичны, их содержание под воздействием разного рода обстоятельств трансформируется. Меняется и совокупность ценностей, являющихся в определенный момент истории частью правовой культуры, и их соотношение между собой и понимание способов их реализации. Особой динамикой отличаются именно конвенциональные, т.е. собственно правовые, ценности, вырабатываемые и пересматриваемые в процессе публичного правового дискурса. Более того, структура правовой культуры включает в себя все множество ценностей конкретного общества, которые могут не просто плохо согласовываться, но и вовсе противоречить друг другу. Действительно, сложно представить себе ситуацию тождественности ценностей, присущих сообществу добросовестных правоохранителей и сообществу злонамеренных преступников. Отсюда и вытекают соответствующие задачи общеправовой теории – описывать всю многоаспектность ценностной системы общества, выявлять закономерности и тенденции развития ценностей, формировать предложения по сохранению прогрессивных ценностей и нейтрализации регрессивных ценностей (так называемых антиценностей).