Трудовая мобилизация в РСФСР в условиях гражданской войны (на материалах Ильменской районной конторы Мариинского управления водного транспорта)
Аннотация
В статье на примере Ильменской районной конторы Мариинского управления водного транспорта раскрываются технологии трудовой мобилизации в России в 1920–1921-е годы. Именно в этот период в основу советского трудового законодательства были заложены принципы мобилизационных технологий, которые применялись с разной степенью интенсивности на протяжении всей истории советского государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 08/2024 |
Страницы | 24-29 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-8-24-29 |
Советская Россия как государство победившего пролетариата в качестве одной из первых своих задач видело изменения характера труда. Поэтому именно в России появился первый в мире Кодекс законов о труде (1918 г.), утвердивший новые принципы организации и содержания трудовой функции. Разделом I нормативного акта устанавливалась трудовая повинность для всех граждан государства, что вполне объяснимо для страны, находившейся в состоянии гражданской войны и иностранной интервенции. Политика военного коммунизма включала в себя неуклонную борьбу с тунеядством, которая на местах осуществлялась с учетом местной специфики социальной структуры населения, экономического потенциала и политической обстановки. Так, по замечанию Т.В. Глазуновой, для Омской губернии было характерно использование в ходе трудовой мобилизации целого арсенала методов: от розыскных мероприятий до распространения специальных листовок, внушавших населению неизбежность наказания за труддезертирство. О.В. Теленкова обращает внимание на важность использования в законе самого термина «трудовая повинность» по аналогии с «военной повинностью», подразумевающей элементы принуждения. Именно поэтому вопросы обеспечения трудового фронта кадровыми ресурсами были подчинены Совету обороны.
В развитие понятий «трудовая повинность» и «трудовой фронт» Постановлением СНК «О трудовом дезертирстве и органах борьбы с ним» было утверждено понятие «трудовое дезертирство». И.Б. Белова отмечает, что проблемы формирования трудового фронта были закономерны в силу неявки дезертиров как на работу, так и по вызовам местных комиссий по борьбе с трудовым дезертирством (трудзеретиркомиссий), не располагавших средствами к доставке саботажников, проживавших преимущественно в сельской местности. Учитывая тот факт, что большинство населения в тот период проживало в селах и деревнях, можно представить масштаб проблемы формирования трудового фронта.
Методы трудовой мобилизации в разных регионах и хозяйственных отраслях существенно различались. Все зависело от решений местных органов власти, отвечавших за трудовую мобилизацию, и от потребностей в рабочей силе на конкретных производствах. Так, характеризуя трудовую мобилизацию в Пермской губернии, Е.М. Буряк приводит факты принудительного привлечения к труду в качестве разнорабочих малолетних детей, а на химическом производстве лиц, непригодных по состоянию здоровья.
В рамках общей задачи борьбы с трудовым дезертирством особо выделялся вопрос обеспечения кадрами стратегически важных отраслей, включая транспорт. Для Новгородской губернии особенно актуальным был вопрос бесперебойной работы водного транспорта. В статистическом издании 1926 г. отмечалось, что железнодорожных путей в регионе насчитывалось 1053 версты. В то же время протяженность водных путей достигала 5680 верст, из которых сплавных и судоходных участков насчитывается 4668 верст. Таким образом, в ближайшей к обеим столицам губернии именно водный транспорт играл решающую роль в грузо-, пассажироперевозках.
По статистическим данным за 1920 г., в Новгородской губернии постройка и ремонт водного транспорта (ремонт пароходов) осуществлялись в ремонтных мастерских в г. Новгороде, принадлежавших механико-судостроительному отделу Ильменского района, в которых работающими числилось 220 человек, включая 44 работника в возрасте до 18 лет.