Историко-методологические особенности законности как общеправовой категории
Аннотация
В работе рассматриваются некоторые методологические основы исследования законности как историко-правового феномена. Отмечается, что исторически развитие представлений о государстве и праве не имело тождественного и синхронного характера в различных цивилизациях и эпохах развития человеческой истории, что не могло не отразиться на эволюции представлений и о праве, и о законности. В статье раскрывается проблематика соотношения исторического и логического в рамках изучения законности, в том числе вопрос о моменте времени возникновения законности в контексте обычного права как первоисточника «протозаконности». Утверждается, что мультилинейность является имманентным вектором эволюции законности как общеправового феномена, отражающего связь права с общественным сознанием в контексте динамики многообразных социокультурных систем. В работе описывается механизм познания закономерностей законности и отмечается, что закономерностью развития законности является установление наказания в отношении правонарушителя со стороны государства как способ обеспечения законности, что можно найти в почти любом фундаментальном историческом правовом памятнике.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 08/2024 |
Страницы | 17-23 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-8-17-23 |
Эволюция представлений о праве и одновременно размышления о законности в концептуальном плане начались еще в эпоху цивилизаций Древнего мира и продолжаются до настоящего времени. Особая значимость проблемы законности в контексте развития исторических представлений о праве обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, именно на основании изучения истории развития понятия и восприятия законности можно говорить о том, что право – это сфера должного, а не сущего (Г. Кельзен, Дж. Остин и др.). Во-вторых, историческое развитие представлений о праве в разных цивилизациях в различных формах в конечном плане стало катализатором появления правовых традиций, основанных на эмпирическом знании в рамках правовой деятельности определенной социокультурной среды и передачи из поколения в поколение правовых ценностей, оказывающих огромное и неисследованное до конца влияние на формирование и развитие правовых систем в целом.
В отечественной правовой науке сложилась целая научная школа относительно исследования проблем законности (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, С.Н. Братусь, Н.Н. Вопленко, В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева, П.Е. Недбайло, П.М. Рабинович, И.С. Самощенко, М.С. Строгович и др.). Чаще всего под законностью понимают правовой принцип или политико-правовой режим (состояние), предполагающие деятельность субъектов права по неукоснительному исполнению и соблюдению норм права в государстве. Однако существенным недостатком большинства многочисленных исследований по тематике законности является игнорирование в них исторической составляющей развития научных и культурных представлений в отношении данной фундаментальной правовой категории. При этом последовательность событий исторических эпох в развитии правовой материи – это не только смена политико-правовых режимов, но и смена гештальта (Ю.А. Веденеев), базовых ментальных оснований организации социальных порядков, влияющих на право как на сложную и открытую систему. Кроме того, в отечественной правовой науке законность не рассматривалась до настоящего времени в контексте компаративистики, с учетом особенностей представлений по данной проблеме в цивилизациях Востока и Запада в разные периоды их развития, в связи с чем в данной области знаний имеется очевидный пробел. Настоящая же работа направлена на определение методологических ориентиров, необходимых для исследования законности как универсального историко-правового феномена.
Законность – одна из древнейших проблем в сфере права, о значении и содержании которой задумывались люди разных слоев населения, возраста, статуса, образования на протяжении тысячелетий. Однако очень важным моментом изучения законности является осознание того, что исторически развитие представлений о государстве и праве и их оценка в обществе не имели тождественного и синхронного характера в различных цивилизациях и эпохах в развитии человеческой истории. Доказательством такого утверждения является принципиально разное отношение на Востоке и на Западе к юристам как социальной и профессиональной группе, имеющей прямое отношение к формированию законности в общественном сознании. Если говорить про Восток, то показательным примером является Китай. Р. Давид отмечал, что людей, разбирающихся в законах, китайцы просто презирали, а при необходимости советовались с ними только тайно. На Западе к юристам сложилось диаметрально противоположное отношение. Так, 25 президентов США были профессиональными и практикующими юристами (в том числе национальный герой американцев А. Линкольн).
Говоря о концептуально разном историческом развитии правовых культур Запада и Востока, в рамках которых развивались представления о законности, нам представляется важным отметить следующее. Еще с эпохи династии Цинь (основана в 221 г. до н.э. и просуществовала более пяти веков) в Китае зародилась тенденция к государственной политике самоизоляции страны, в том числе в социокультурном плане.