Дата публикации: 07.08.2024

Средневековая полития: реальное в нереальном

Аннотация

В статье рассматриваются особенности средневековой идеологии власти на завершающих этапах их трансформации на пути к нововременным идейным конструкциям, процесс секуляризации, а также юрисдикции теологических доктрин и концепций.




В «Монархии» Данте Алигьери средневековый вселенский идеал государства имел свое заключительное звучание. Нововременное национальное сознание продолжало черпать из Вергилиевой идеи вечного Рима все, что удовлетворяло его потребностям и было возможно для усвоения. Подчинение мифа какой-то руководящей идее, не возникающей спонтанно из того же первоисточника, откуда произошел сам миф, неизбежно приводило к увяданию свежей непосредственности и первобытного радования свободной игре жизненных сил, к убыванию поэтической непринужденности. Трансцендентальное воздействие сверхъестественного вело людей по заранее намеченному плану к предопределенной цели. Выработанное понятие «Провидение» Вергилий применял ко всему избранному народу, а также к отдельным выдающимся мужам, ведь боги «спасают те государства и тех государственных деятелей, которые нужны им для выполнения их высокой задачи, и поучают их с помощью откровений, пророчеств, сновидений и чудесных знамений».

Данте Алигьери полагал, что для человеческого созерцания Провидением устанавливается дуализм цели: блаженство земной жизни (земной Рай) и блаженство вечной жизни (небесный Рай). До первого состояния мы идем через философские наставления, а до второго – «путем наставлений духовных, превосходящих разум человеческий, следуя им и действуя сообразно добродетелям теологическим – вере, надежде и любви».

Для Аврелия Августина град земной оставался сосредоточением греха, град небесный желаемой целью, элементы которой уже присутствуют в земном мире. Обе идеальные формы государства для средневекового мышления существовали неразрывно друг с другом и в тесном взаимодействии. И странствующие грады нетождественны церкви или государству, это два одинаково мистических общества под началом двух противоположных человеческих типов: «Образовались два града потому, что одни живут по человеку, а другие по Богу». Церковь близка со странствующим градом своим влиянием на профанные события в мире в той мере, в какой эти события служат трансцендентной цели построения града Божьего. Благодаря ожиданиям, лежащим вне исторического времени, ход истории осмыслен. Поэтому у римского философа главной темой остается забота об эсхатологической истории веры, скрытой истории внутри секулярной истории, невидимой для тех, кто лишен этой веры («вся августиновская схема служит прославлению Бога в истории»).

Аврелий Августин следует за апостолом Павлом. Государственные институты в сравнении с градом Божьим имеют не просто натуралистический, а греховный характер. Попытка преодолеть, произведенная посредством григорианской доктрины однозначного превалирования духовной власти над светской, приведет к дальнейшему обострению противостояния двух властей.

Сторонники томистского мировоззрения, в свою очередь, попытались подчеркнуть определенную общность государства и церкви. Государство – провиденциальное учреждение, чья компетенция действует до определенного предела; «далее принимает эстафету церковь как в высшей степени и непосредственно сверхъестественное учреждение, совершенствуя общий порядок», превосходящий человеческие возможности. И государство, и церковь призваны воплощать один общий идеал на разных уровнях бытия.

Список литературы

1. Бицилли П. Элементы средневековой культуры / П. Бицилли. Санкт-Петербург : Мифрил, 1995. 242 с.
2. Блаженный Августин. Книга XIV // Творения. В 4 томах. Т. 4. О граде Божием. Кн. XIV–XXII. Санкт-Петербург : Алетейя ; Киев : УЦИММ-Пресс, 1998. С. 3–49.
3. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории / Я. Буркхардт. Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2013. 560 с.
4. Варандж У. Imperium. Философия истории и политики / У. Варандж. Санкт-Петербург : Русский Мир, 2017. 543 с.
5. Данте Алигьери. Монархия / Данте Алигьери. Москва : Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 1999. 192 с.
6. Иванов В. Историософия Вергилия / В. Иванов // Символ. 2008. № 53–54. С. 152–167.
7. Канторович Э. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии / Э. Канторович. Москва : Институт Гайдара, 2015. 752 с.
8. Лёвит К. Смысл в истории. Теологические предпосылки философии истории / К. Лёвит. Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2021. 511 с.
9. Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья / М. Пастуро. Санкт-Петербург : Александрия, 2012. 448 с.
10. Фрайер Х. Макьявелли / Х. Фрайер. Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2011. 351 с.
11. Штраус Л. О тирании / Л. Штраус. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. 328 с.
12. Эвола Ю. Восстание против современного мира / Ю. Эвола. Москва : Прометей, 2016. 476 с.

Остальные статьи