Дата публикации: 08.08.2024

Системная реконструкция норм права: дидактический потенциал метода в контексте современных педагогических проблем

Аннотация

Цель. Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных вопросам системной реконструкции норм права*. В данной работе авторы ставят своей целью исследовать возможности применения метода системной реконструкции норм права в учебном процессе в контексте ключевых педагогических проблем, обусловленных развитием машиночитаемого права. Методология: в работе использованы метод логического анализа, описательный и сопоставительный методы. Для количественных подсчетов и выявления процентных соотношений применен метод статистического анализа. Выводы. Описаны организация работы и конкретные приемы при реализации метода системной реконструкции норм права в педагогической практике, в том числе возможности метода для подготовки контрольно-измерительных материалов в виде тестов с высокой степенью валидности. Определены преимущества метода, позволяющие обогатить студента дополнительными когнитивными стратегиями, в частности стратегией системного понятийного мышления. Также представлено эмпирическое подтверждение наличия у метода системной реконструкции норм права дидактического потенциала. Научная и практическая значимость. Предлагаемый метод позволяет расширить рамки традиционного преподавания дисциплин, объектом которых являются нормы права, для формирования актуальных компетенций будущего специалиста и развития у учащихся таких интеллектуальных способностей, которые позволили бы им в дальнейшем минимизировать риски, сопровождающие цифровую трансформацию вообще и переход к машиночитаемому праву в частности.




Процесс преподавания юридических дисциплин, включая прикладные, неизбежно меняется в связи с требованием времени. Здесь важно отметить как развитие содержание юридического знания, так и методику преподавания. Правовое знание в современном обществе Индустрии 4.0 неизбежно становится междисциплинарным, а также все больше связанным с информационными технологиями. Важно отметить, что приращение правового знания обогащает практику иных наук, и, наоборот ― развитие знания, влияющее на юридическое, сказывается на его содержании. Например, в нашем случае идея разработки метода системной реконструкции права применительно к стандартам надлежащей производственной практики возникла в результате потребностей фарминдустрии и научного интереса к этому вопросу. Впоследствии же, благодаря апробации метода, был сформирован и апробирован ряд принципов применения системной реконструкции норм права в юридической практике, а затем использован в образовательном процессе у студентов, изучающих право как на профессиональном уровне, так и в рамках отдельных обязательных дисциплин неюридического профиля.

Для детального понимания необходимости внедрения подобных методов в образование крайне важно осознавать группы факторов, влияющих на трансформацию системы образования. С учетом уровневого подхода выделяются следующие:

1) процессы глобального уровня, связанные с четвертой индустриальной революцией, которая ведет к качественному преобразованию социокультурной среды в целом, появлению новых форм и моделей социального взаимодействия на основе цифровых технологий;

2) интеграционные процессы, процессы межгосударственного уровня, связанные с развитием и углублением региональной интеграции, основной из которых является интеграция в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предполагающая гармонизацию правовой сферы государств ― членов ЕАЭС, а также интеграцию в сфере образования;

3) внутригосударственные процессы, связанные с усилением суверенитета отечественного образования, укреплением собственной образовательной модели, в основе которой лежат интересы национальной экономики;

Список литературы

1. Белоус А.А. Системная реконструкция норм права: лингвистический аспект / А.А. Белоус, М.В. Воронин, А.В. Авраменко // Юрислингвистика. 2023. № 28 (39). С. 13–21.
2. Бельский К.С. Управление педагогическим процессом в юридическом вузе / К.С. Бельский // Государство и право. 2009. № 8. С. 14–23.
3. Васильев А.А. Трансформация права в цифровую эпоху / А.А. Васильев, Д. Шпоппер, Я.Б. Стоилов [и др.]. Барнаул : Алтайский государственный университет, 2020. 432 с.
4. Воронин М.В. Системная реконструкция норм права: потребности, методология, перспективы / М.В. Воронин, А.В. Авраменко, А.А. Белоус // Юридический мир. 2022. № 9. С. 30–38.
5. Гаврилов С.Н. «Новый язык для нового закона»: машиночтение права в контексте семиотической парадигмы / С.Н. Гаврилов // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 10 (143). С. 124–140.
6. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 370 с.
7. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. 1964. № 6. С. 26–38.
8. Павлов П.Н. Экономические факторы нормотворческой активности в России / П.Н. Павлов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 39–70.
9. Ясюкова Л.А. Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 г. по 2020 г. / Л.А. Ясюкова // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / ответственные редакторы А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. Москва : Институт

Остальные статьи