Системная реконструкция норм права: дидактический потенциал метода в контексте современных педагогических проблем
Аннотация
Цель. Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных вопросам системной реконструкции норм права*. В данной работе авторы ставят своей целью исследовать возможности применения метода системной реконструкции норм права в учебном процессе в контексте ключевых педагогических проблем, обусловленных развитием машиночитаемого права. Методология: в работе использованы метод логического анализа, описательный и сопоставительный методы. Для количественных подсчетов и выявления процентных соотношений применен метод статистического анализа. Выводы. Описаны организация работы и конкретные приемы при реализации метода системной реконструкции норм права в педагогической практике, в том числе возможности метода для подготовки контрольно-измерительных материалов в виде тестов с высокой степенью валидности. Определены преимущества метода, позволяющие обогатить студента дополнительными когнитивными стратегиями, в частности стратегией системного понятийного мышления. Также представлено эмпирическое подтверждение наличия у метода системной реконструкции норм права дидактического потенциала. Научная и практическая значимость. Предлагаемый метод позволяет расширить рамки традиционного преподавания дисциплин, объектом которых являются нормы права, для формирования актуальных компетенций будущего специалиста и развития у учащихся таких интеллектуальных способностей, которые позволили бы им в дальнейшем минимизировать риски, сопровождающие цифровую трансформацию вообще и переход к машиночитаемому праву в частности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 07/2024 |
Страницы | 39-45 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-7-39-45 |
Процесс преподавания юридических дисциплин, включая прикладные, неизбежно меняется в связи с требованием времени. Здесь важно отметить как развитие содержание юридического знания, так и методику преподавания. Правовое знание в современном обществе Индустрии 4.0 неизбежно становится междисциплинарным, а также все больше связанным с информационными технологиями. Важно отметить, что приращение правового знания обогащает практику иных наук, и, наоборот ― развитие знания, влияющее на юридическое, сказывается на его содержании. Например, в нашем случае идея разработки метода системной реконструкции права применительно к стандартам надлежащей производственной практики возникла в результате потребностей фарминдустрии и научного интереса к этому вопросу. Впоследствии же, благодаря апробации метода, был сформирован и апробирован ряд принципов применения системной реконструкции норм права в юридической практике, а затем использован в образовательном процессе у студентов, изучающих право как на профессиональном уровне, так и в рамках отдельных обязательных дисциплин неюридического профиля.
Для детального понимания необходимости внедрения подобных методов в образование крайне важно осознавать группы факторов, влияющих на трансформацию системы образования. С учетом уровневого подхода выделяются следующие:
1) процессы глобального уровня, связанные с четвертой индустриальной революцией, которая ведет к качественному преобразованию социокультурной среды в целом, появлению новых форм и моделей социального взаимодействия на основе цифровых технологий;
2) интеграционные процессы, процессы межгосударственного уровня, связанные с развитием и углублением региональной интеграции, основной из которых является интеграция в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предполагающая гармонизацию правовой сферы государств ― членов ЕАЭС, а также интеграцию в сфере образования;
3) внутригосударственные процессы, связанные с усилением суверенитета отечественного образования, укреплением собственной образовательной модели, в основе которой лежат интересы национальной экономики;