Криминальные угрозы для традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Аннотация
Цель. Проблема криминальных угроз традиционным российским духовно-нравственным ценностям носит многоаспектный характер. В правовом измерении в контексте угроз безопасности — условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации, особую актуальность приобретает анализ действий конкретных субъектов (распространение негативной информации, злоупотребление правами, создание деструктивных групп и сообществ и проч.). Таким образом, настоящее исследование направлено на выявление внутренних угроз для ценностной сферы российского общества. Методология: общенаучные (анализ, синтез, сопоставление, описание) и специальные методы познания. Выводы. Доказано, что суть криминальных угроз сводится к генерированию и поддержке деструктивного идеологического воздействия на социально-психологическую (духовную) безопасность граждан. Формулируется перечень угрожающих действий, а также преступлений, связанных с таким воздействием. Установлены состояние и тенденции в динамике криминальных угроз традиционным ценностям на современном этапе. Научная и практическая значимость. Статья носит концептуальный характер и формирует ориентиры для перспективного обеспечения духовной безопасности как значимого компонента национальной безопасности России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 07/2024 |
Страницы | 30-34 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-7-30-34 |
Стратегия национальной безопасности признает угрозами безопасности совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации». Обобщенные термины ― условия и факторы охватывают собой разнородный в своем содержании, происхождении, внешнем проявлении комплекс угроз. В теоретической литературе этот рискологический комплекс оправданно дифференцируется в две группы. К первой относят риски как некую объективную данность, причины возникновения и характеристики которой не являются самостоятельным предметом изучения рискологии. Ко второй группе относят субъективные риски, то есть деятельность или конкретные действия людей, которыми уже можно (и нужно) управлять. В ситуации с угрозами традиционным ценностям эта классификация проявляет себя вполне отчетливо. К угрозам и политико-правовые документы, и научные разработки относят как объективные социальные процессы (например, глобализации, информатизации и др.), так и действия конкретных людей и их групп (распространение негативной информации, злоупотребление правами, создание деструктивных групп и сообществ и проч.). Должно быть очевидно, что в области правовых исследований специалистам могут быть доступны для непосредственного анализа только факторы второй группы ― те, что связаны с феноменом деятельности.
Спектр угроз для традиционных ценностей весьма широк, и сферы общественной жизни, в которых они возникают и проявляют себя, охватывают собой практически все социальное пространство. В этом отношении крайне упрощенными и уже только поэтому неверными следует признать попытки исследователей найти какой-либо один единственный источник угроз, связывая его, как правило, с «вражеским окружением» России. Некоторые авторы, к примеру, пишут: «В сложившейся современной социокультурной ситуации причины внутренних и внешних угроз и вызовов для России следует искать в системной деятельности специальных служб Украины и стран Запада по дестабилизации политической и социально-экономической ситуации на нашей территории и территориях ряда стран СНГ». Не отрицая в принципе возможность участия зарубежных спецслужб в идеологической кампании против России, полагаем все же категорически неправильным видеть в них основной и уж тем более единственный источник угроз для безопасности ценностной системы нашего общества. Такая установка является подчеркнуто политизированной и выдержанной в лучших традициях идеологии противостояния страны Советов вражескому буржуазному окружению. В научном плане она бесперспективна, поскольку, по сути, сводит на нет необходимость серьезного и глубокого социологического и криминологического анализа ситуации, инфантилизирует российское общество, лишая его статуса самостоятельного источника угроз безопасности и превращая в жертву внешнего воздействия.
Это обстоятельство признано и на уровне политико-правовых документов. Обратим внимание: Стратегия национальной безопасности 2021 г. в п. 87 признает, что традиционные российские духовно-нравственные ценности «подвергаются активным нападкам со стороны США и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций». Однако уже в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (п. 13) признается, что угрозу ценностям представляет деятельность не только этих иностранных субъектов, но и «некоторых организаций и лиц на территории России». Тем самым, как представляется, «Основы» более адекватно и объективно указывают на наличие не только внешних, но и внутренних угроз для традиционных духовно-нравственных ценностей.