Тактико-психологические приемы допроса несовершеннолетней жертвы сексуального насилия
Аннотация
Целью исследования является разработка тактико-психологических приемов допроса несовершеннолетних жертв сексуального насилия, с учетом их психологических и иных особенностей, а также специфики восприятия и воспроизведения произошедших событий. Методология: при написании статьи использовался всеобщий метод познания, основанные на нем общенаучные и специальные методы криминалистики и психологии, а также исходные положения теории познания, формально-логические методы, методы абстрагирования, обобщения и систематизации. Выводы. Знание тактико-психологических приемов допроса несовершеннолетних жертв половых преступлений повышает профессиональный уровень следователя, а эффективность их применения — качество проводимого расследования. Научная и практическая значимость. Статья направлена на повышение качества расследования преступлений в отношении несовершеннолетних жертв половых преступлений. Приведенные в ней тактико-психологические приемы допроса могут быть использованы в учебной и научной литературе по криминалистике, пособиях по расследованию данной категории преступлений для сотрудников правоохранительных органов, а также в их практической деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 07/2024 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-7-21-24 |
В ходе осуществления деятельности по расследованию преступлений следователю постоянно приходится взаимодействовать с значительным количеством людей, представителями разных социальных групп и слоев, имеющими разные национальности, возраст, пол, род занятий, образование, психотипы и т.п. Для успешного выполнения возложенных на него функций следователю необходимо уметь находить общий язык с этими людьми, вступать с ними в разные виды отношений и коммуникаций для достижения поставленных целей.
Для того чтобы получить нужную информацию в ходе допроса, следователь может использовать широкий инструментарий из различных психологических приемов. Выбор конкретного приема обусловлен множеством факторов, таких как: предмет допроса, возраст лица, уровень образования, пол, процессуальный статус, категория дела, психологические особенности личности, наличие доказательственной базы, место и время проведения следственного действия и т.д..
Взаимодействие следователя с несовершеннолетними, в отличие от взаимодействия со взрослыми, имеет ряд особенностей ввиду специфики детского восприятия, уровня развития ребенка, а также специальных положений закона. В связи с этим, исходя из конкретной следственной ситуации, сложившейся на момент проведения допроса, следователь должен правильно подбирать подходящие тактико-психологические приемы для получения подробных и достоверных показаний.
Перечень таких приемов, рекомендованных науками «криминалистикой» и «психологией», содержащихся в уголовно-процессуальных нормах, ведомственных методиках и иных документах, достаточно широк. Однако из-за этических соображений, а также особенностей детской психики не все приемы, которые можно использовать в отношении взрослых людей, применимы к несовершеннолетним, в особенности к потерпевшим от насильственных половых преступлений. Кроме того, отдельные приемы использовать недопустимо. Так, в силу прямого законодательного запрета нельзя задавать наводящие вопросы, принуждать к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий.
При правильном же использовании различных допустимых тактико-психологических приемов, уловок и хитростей процесс общения с потерпевшим может только оптимизироваться. Данные приемы могут быть как вербальными (например, называть несовершеннолетнего допрашиваемого не полным именем ― Александр, а кратким ― Саша), так и невербальными (жестикуляция, мимика, положение тела). В правильном соотношении такие приемы должны дополнять друг друга, однако для этого следователь должен быть достаточно опытным.