Дата публикации: 01.08.2024

Система административных судов в Кыргызской Республике: становление, особенности, направления совершенствования

Аннотация

Важным результатом судебной реформы в Кыргызской Республике является принятие в 2017 г. Административно-процессуального кодекса и создание системы административных судов. В статье показана специфика сложившейся в Кыргызстане модели административной юстиции. На основе анализа законодательства и правоприменительной практики предложен комплекс мер по ее дальнейшему совершенствованию: изменение территориальной организации судов апелляционной инстанции, обеспечение возможности использования цифровых технологий при осуществлении правосудия, восстановление надзорной инстанции, уточнение ряда процедур административного судопроизводства.




 Вопрос о необходимости создания административных судов, которые разрешали бы основную часть публично-правовых споров, достаточно давно обсуждается российскими учеными и практиками.

Мировой опыт свидетельствует о том, что существует несколько подходов к организации административного правосудия в государстве: создание административных судов как самостоятельной ветви судебной власти (Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Германия, Италия, Польша, Португалия, Турция, Финляндия, Франция, Швеция); осуществление соответствующих полномочий судами общей юрисдикции с образованием в некоторых из них специализированных подразделений по рассмотрению административных дел (Венгрия, Словакия); комбинированная модель, сочетающая образование административных судов с формированием специализированных подразделений по административным делам в судах общей юрисдикции (Испания, Нидерланды, Словения, Чехия, Швейцария).

 Конституция Российской Федерации с момента ее принятия в 1993 г. (ч. 2 ст. 118) предусматривает норму о том, что административное судопроизводство является самостоятельной формой осуществления судебной власти. Несмотря на это, длительное время для разрешения публично-правовых споров судами общей юрисдикции использовалась гражданско-процессуальная форма. В 2000 г. по инициативе Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) Государственной Думой в первом чтении был принят проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», который впоследствии (в 2013 г.) был отклонен.

 В 2011 г. в ВС РФ была образована Судебная коллегия по административным делам, в 2014 г. — аналогичные подразделения в верховных судах республик, краевых, областных и приравненных к ним судах. Позднее судебные коллегии по административным делам появились и в создаваемых апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. В 2015 г. был принят и вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, определивший порядок разрешения административных дел судами общей юрисдикции.

 Несмотря на то что Россия, казалось бы, бесповоротно сделала выбор в пользу модели осуществления административного судопроизводства судами общей юрисдикции, заслуживает внимания опыт ряда стран СНГ в частности Кыргызской Республики, законодательство которых предусматривает комбинированную модель административной юстиции, основанную на сочетании идей единства судебной системы и специализации судов.

Список литературы

1. Бирюков П.Н. Административное право и административные суды Финляндии / П.Н. Бирюков // Административное право и процесс. 2015. № 5. С. 66–69.
2. Брежнев О.В. Становление системы административных судов в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы / О.В. Брежнев // Российский судья. 2020. № 10. С. 31–35.
3. Демин А.А. Проблема судов административной юстиции не отменена / А.А. Демин // Административное право и процесс. 2020. № 8. С. 35–39.

Остальные статьи