Информатизация в административном судопроизводстве: текущее состояние и перспективы
Аннотация
Статья посвящена вопросам использования информационных и их разновидности — цифровых технологий в современном административном судопроизводстве. Рассматриваются не только проблемы использования традиционных видеоконференций и электронного документооборота, но и проблематика использования искусственного интеллекта и систем машинного перевода.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2024 |
Страницы | 78-81 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-8-78-81 |
Использование информационных технологий и их разновидности — цифровых технологий — прочно вошло в административное судопроизводство. Если попытаться выявить случаи непосредственного использования терминов, однокоренных со словом «цифра», то в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) их всего два:
— в ст. 70 КАС РФ при характеристике письменных доказательств, выполненных в формах цифровой записи;
— в ст. 265.7 КАС РФ, где также говорится о требованиях к письменным доказательствам, прилагаемым к административному исковому заявлению о признании информационных материалов экстремистскими.
Относительно природы цифровых доказательств или доказательств в цифровой форме однозначность трактовок отсутствует. В.Г. Голубцов, анализируя подходы к трактовке сведений о фактах в электронной форме, пишет о том, что «попытка отыскать электронным доказательствам собственную нишу сопряжена с двумя методологическими ошибками. Во-первых, в подобных концепциях прилагательному “электронное” придается первостепенное значение, тогда как ключевой термин “доказательство” оказывается вторичным, перекрываемым технической стороной вопроса. Вторая ошибка спровоцирована ослаблением научного внимания относительно того, что понятие “электронный” характеризует не сами сведения и природу, а только указывает на средства, которые могут их воспроизводить. Вопрос о том, быть или не быть электронным доказательствам самостоятельным источником доказывания, — это не вопрос об электронных достижениях, используемых во всех сферах государственной и общественной жизни, включая правосудие, а вопрос о сущности доказательств как таковых с опорой на теорию доказательств».
В иных случаях законодатель использует термины «информационно-технологические средства», «электронная подпись», «в электронном виде», «информационно-телекоммуникационная сеть».