Субъекты противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет и административно-правовая характеристика их деятельности
Аннотация
Рост возможностей оказания деструктивного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет влияет на состояние безопасности различных сфер государства и общества. Указанные факты обусловливают необходимость исследования деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений по противодействию распространению деструктивного контента. Для достижения цели, поставленной в рамках настоящей статьи, автором применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы познания (системный, структурно-функциональный, формально-юридический). На основе анализа действующего законодательства и научной литературы автором предложена классификация и определяются основные направления деятельности субъектов, осуществляющих противодействие распространению деструктивного контента.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2024 |
Страницы | 69-73 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-8-69-73 |
Деструктивный контент представляет собой средство негативного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет. Как верно отмечает С.А. Овчинский, «…тщательно сфабрикованная и системно транслируемая ложь может захватить сознание человека. Она может заражать его вирусами деструктивных, человеконенавистнических идей». В связи с этим опасность неконтролируемого распространения деструктивной информации заключается в возможностях оказания негативного управленческого воздействия на психику пользователей сети Интернет, подрыва социальной и политической стабильности государств, размывания нравственных ориентиров и духовных ценностей населения.
Под деструктивным контентом автор настоящей статьи понимает «вредную информацию, размещенную в сети Интернет, обладающую свойствами вирусного распространения и представляющую собой средство противодействия достижению общественно полезных целей и решению задач государственного управления, определенных в документах стратегического планирования и иных нормативно-правовых актах». Элементами деструктивного информационно-психологического воздействия являются факты распространения противоправного (запрещенного к распространению на территории Российской Федерации) и антиобщественного (нарушающего нормы морали и нравственности) контентов в сетевом пространстве.
Автор выражает уверенность в том, что противодействие распространению деструктивного контента не может быть обеспечено исключительно юридически властной деятельностью органов государственной власти. Следует согласиться с позицией Н.А. Фроловой о том, что «эффективное решение этой задачи [обеспечения безопасности личности, общества и государства — добавлено нами. К.Ш.] вряд ли возможно без “встречного” движения, без осознания ценности безопасности каждым гражданином».
Как верно отмечают исследователи, противодействие таким общественно опасным социальным явлениям, как коррупция, экстремизм и терроризм, должно осуществляться комплексно, при взаимодействии различных органов власти и институтов гражданского общества. Подобный подход должен быть применен и к противодействию распространению деструктивной информации, что поддерживается различными представителями академического сообщества, исследующими механизм правового обеспечения информационно-психологической безопасности.
В соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных». Вследствие чего задача непосредственного обеспечения информационно-психологической безопасности личности, нейтрализации угроз, исходящих от негативного воздействия деструктивного контента, возлагается на федеральные органы исполнительной власти. Однако задача, поставленная в рамках данной нормы, не может быть решена обособленно, вне взаимосвязи с иными векторами государственно-правовой политики. В связи с этим сопутствующими направлениями деятельности по противодействию описываемому нами социальному феномену являются: