Дата публикации: 01.08.2024

Субъекты противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет и административно-правовая характеристика их деятельности

Аннотация

Рост возможностей оказания деструктивного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет влияет на состояние безопасности различных сфер государства и общества. Указанные факты обусловливают необходимость исследования деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений по противодействию распространению деструктивного контента. Для достижения цели, поставленной в рамках настоящей статьи, автором применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы познания (системный, структурно-функциональный, формально-юридический). На основе анализа действующего законодательства и научной литературы автором предложена классификация и определяются основные направления деятельности субъектов, осуществляющих противодействие распространению деструктивного контента.




Деструктивный контент представляет собой средство негативного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет. Как верно отмечает С.А. Овчинский, «…тщательно сфабрикованная и системно транслируемая ложь может захватить сознание человека. Она может заражать его вирусами деструктивных, человеконенавистнических идей». В связи с этим опасность неконтролируемого распространения деструктивной информации заключается в возможностях оказания негативного управленческого воздействия на психику пользователей сети Интернет, подрыва социальной и политической стабильности государств, размывания нравственных ориентиров и духовных ценностей населения.

Под деструктивным контентом автор настоящей статьи понимает «вредную информацию, размещенную в сети Интернет, обладающую свойствами вирусного распространения и представляющую собой средство противодействия достижению общественно полезных целей и решению задач государственного управления, определенных в документах стратегического планирования и иных нормативно-правовых актах». Элементами деструктивного информационно-психологического воздействия являются факты распространения противоправного (запрещенного к распространению на территории Российской Федерации) и антиобщественного (нарушающего нормы морали и нравственности) контентов в сетевом пространстве.

Автор выражает уверенность в том, что противодействие распространению деструктивного контента не может быть обеспечено исключительно юридически властной деятельностью органов государственной власти. Следует согласиться с позицией Н.А. Фроловой о том, что «эффективное решение этой задачи [обеспечения безопасности личности, общества и государства — добавлено нами. К.Ш.] вряд ли возможно без “встречного” движения, без осознания ценности безопасности каждым гражданином».

Как верно отмечают исследователи, противодействие таким общественно опасным социальным явлениям, как коррупция, экстремизм и терроризм, должно осуществляться комплексно, при взаимодействии различных органов власти и институтов гражданского общества. Подобный подход должен быть применен и к противодействию распространению деструктивной информации, что поддерживается различными представителями академического сообщества, исследующими механизм правового обеспечения информационно-психологической безопасности.

В соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных». Вследствие чего задача непосредственного обеспечения информационно-психологической безопасности личности, нейтрализации угроз, исходящих от негативного воздействия деструктивного контента, возлагается на федеральные органы исполнительной власти. Однако задача, поставленная в рамках данной нормы, не может быть решена обособленно, вне взаимосвязи с иными векторами государственно-правовой политики. В связи с этим сопутствующими направлениями деятельности по противодействию описываемому нами социальному феномену являются:

Список литературы

1. Ахтанина Н.А. Актуальные направления совершенствования административно-правовых методов противодействия экстремизму в современных условиях / Н.А. Ахтанина // NB: Административное право и практика администрирования. 2023. № 4. С. 84–92.
2. Бегеза В.В. Организация деятельности органов внутренних дел в условиях появления новых вызовов кибербезопасности России / В.В. Бегеза // NB: Административное право и практика администрирования. 2023. № 2. С. 48–57.
3. Кульминская А.В. Добровольчество в сети Интернет: проблемы идентификации / А.В. Кульминская // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 169–178.
4. Овчинский А.С. Информация в мире цифровых данных / А.С. Овчинский // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 280–287.
5. Смирнов А.А. Правовые механизмы обеспечения информационно-психологической безопасности / А.А. Смирнов // Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 153–155.
6. Фролова Н.А. Н.А. Фролова: диалектическое единство развития и безопасности — платформа будущего / Н.А. Фролова, И.З. Фархутдинов, В.Ю. Панченко // Евразийский юридический журнал. 2018. № 5 (120). С. 12–15.
7. Ширшанова Е.А. Взяточничество: отдельные криминологические аспекты / Е.А. Ширшанова // Вестник Владимирского юридического института. 2022. № 4 (65). С. 104–109.
8. Шуликов К.А. Деструктивный контент: понятие, административно-правовая характеристика, виды / К.А. Шуликов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 2. С. 176–182.

Остальные статьи