Дата публикации: 01.08.2024

Правовое регулирование полномочий публичной администрации и иных органов публичной власти в сфере обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена правовому регулированию деятельности публичной администрации и иных органов публичной власти в области обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Раскрываются характерные черты функционирования сегмента публичной администрации в этой сфере.




Сегмент публичной администрации, объединяющий субъектов, уполномоченных в области обеспечения обороны и безопасности, представляет особый научный интерес в силу необходимости конкретизации пределов их компетенции и особенностей правового регулирования, не лишенного правовых пробелов. Кроме того, характерные черты этой части публичной администрации позволяют ответить на сущностные вопросы характеристики состава публичной администрации в целом. К таким дискуссионным моментам стоит обратиться в целях определения ключевых положений, характеризующих состав и полномочия субъектов публичной администрации.

В целом к субъектам обеспечения обороны и безопасности можно отнести субъекты, наделенные властными полномочиями (организующие обеспечение обороны и безопасности и определяющие его направления, непосредственно их обеспечивающие и иные субъекты, в пределах имеющейся компетенции участвующие в их обеспечении) и не имеющие таковых (граждане и их объединения, организации). При этом первая группа субъектов обладает властным воздействием по отношению ко второй, в частности наделена полномочиями в сфере законотворчества и правоприменения.

В юридической науке в зависимости от места и роли в системе правоотношений разграничены виды физических лиц (индивидуальных субъектов) на властвующие и невластвующие. В соответствии с этим субъектными сферами выступают сфера публичного администрирования (совокупность общественных отношений с обязательным участием публичной администрации и иных административно-публичных органов, их должностных лиц, иных представителей) и сфера публичного взаимодействия граждан и организаций (совокупность общественных отношений между физическими лицами и (или) организациями под контролем публичной администрации, иных административно-публичных органов).

Существуют несколько научных подходов к определению понятия публичной администрации. Согласно одной из позиций, это функциональное объединение органов исполнительной власти (включая, само собой, Правительство Российской Федерации) и органов местного самоуправления, их структурных подразделений, территориальных органов и должностных лиц, наделенных административно-публичными полномочиями. Согласно другой, это система государственных и муниципальных органов, других органов, организаций, учреждений, реализующих в публичных интересах управленческие функции путем принятия правовых актов управления и исполнения обязанностей по предоставлению публичных услуг. Несмотря на более широкий взгляд, представители такого подхода ставят под сомнение включение в число ее субъектов Правительства Российской Федерации в связи с большим объемом его компетенции. Согласно третьей позиции, публичную администрацию образуют институты публичной власти и публичной службы. Также в числе элементов структуры публичной администрации называют государственную, муниципальную и международную администрации.

Очертив широкий круг субъектов обеспечения безопасности, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» раскрыл полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не указывая прямо на иные государственные органы, способствующие обеспечению обороны и безопасности. В сфере обеспечения национальной безопасности функционируют Совет Безопасности как специальный координирующий публичный орган, уполномоченные Президента Российской Федерации по федеральным округам. Участвуют в обеспечении безопасности прокуратура, избирательные комиссии, Счетная палата и контрольно-счетные комиссии, Центральный банк Российской Федерации и т.д.

Список литературы

1. Административное право. Практикум : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / под редакцией А.И. Стахова. Москва : Юрайт, 2019. 439 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник / Д.Н. Бахрах. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Эксмо, 2011. 624 с.
3. Денисенко В.В. Публичное администрирование как правовая категория / В.В. Денисенко // Вестник Краснодарского института МВД России. Право. 2016. № 3 (33). С. 128–131.
4. Зеленцов А.Б. Концепция публичной администрации в современном административном праве (сравнительно-правовое исследование) / А.Б. Зеленцов, О.А. Ястребов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. № 4. С. 626–654.
5. Кононов П.И. Очерки общей теории современного административного права : монография / П.И. Кононов. Москва : Юнити-Дана, 2021. 239 с.
6. Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование : диссертация доктора юридических наук / М.А. Липчанская. Саратов, 2012. 474 с.
7. Стахов А.И. Административное право России : учебник / А.И. Стахов, П.И. Кононов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2015. 510 с.

Остальные статьи