Государственные и муниципальные услуги как социально ориентированная экосистема
Аннотация
В статье рассмотрены особенности и принципы государственных (муниципальных) услуг, а также тенденции развития института государственных (муниципальных) услуг, обосновано социальное значение государственных (муниципальных) услуг, сделан вывод о существовании специфической социально ориентированной экосистемы в сфере государственных (муниципальных) услуг, а также о значении развития указанного института для достижения целей социального государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2024 |
Страницы | 55-58 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-8-55-58 |
Деятельность государства (муниципальных образований) осуществляется через систему специально образуемых уполномоченных органов и организаций, которая соответствует государственному строю и действующему политическому режиму. Следует отметить, что в науке принято классифицировать функции государства по различным критериям. Думается, что для правового государства характерна развитая система органов, обеспечивающих защиту и реализацию прав населения, а значит, и эффективное выполнение внутренних функций правового государства, направленных на достижение его целей.
Также необходимо различать функции государства и функции государственных (муниципальных) органов. Последние могут реализовываться в рамках взаимодействия внутри системы государственных (муниципальных) органов либо при взаимодействии соответствующего органа с другими субъектами, не входящими в систему государственных (муниципальных) органов (например, с физическими лицами и др.). Можно выделить различные подвиды каждого из таких видов функций. Например, функции, реализуемые в рамках взаимодействия государственных органов различных субъектов РФ, реализуемые в рамках взаимодействия государственных органов субъекта РФ и муниципальных органов и т.д. Для целей настоящего исследования наибольший интерес представляет реализация функций при взаимодействии государственных (муниципальных) органов с населением.
Итак, выполнение внутренних функций государства (муниципального образования) осуществляется в процессе взаимодействия уполномоченных органов между собой и с иными субъектами. Интересно мнение Ю.А. Тихомирова: «Общность людей и структурные формы их объединения взаимодействуют между собой на макроуровне, а люди — на микроуровне». Думается, что взаимоотношения между людьми и их объединениями структурируются в зависимости от различных объективных и субъективных факторов (интересов, количества участников взаимодействия, видов заинтересованных лиц и др.). При этом ключевую роль в решении многих вопросов играют особые институты, специализирующиеся на решении публичных задач. Очевидно, что особое место в системе таких взаимоотношений занимает деятельность государства (муниципального образования), выражающаяся во взаимодействии с населением для защиты и реализации законных прав и интересов каждого индивида. Можно выделить следующие виды такого взаимодействия:
заявительное — посредством реакции на обращения граждан;
инициативное — посредством совершения действий по инициативе уполномоченных органов и организаций. Такое взаимодействие осуществляется как реакция публичной власти на какие-либо события (например, события чрезвычайного характера, возникновение неблагоприятной ситуации в экономической сфере и др.), а также в форме непрерывного предоставления благ неограниченному кругу лиц (например, обеспечение безопасности и др.).