Дата публикации: 01.08.2024

Государственные и муниципальные услуги как социально ориентированная экосистема

Аннотация

В статье рассмотрены особенности и принципы государственных (муниципальных) услуг, а также тенденции развития института государственных (муниципальных) услуг, обосновано социальное значение государственных (муниципальных) услуг, сделан вывод о существовании специфической социально ориентированной экосистемы в сфере государственных (муниципальных) услуг, а также о значении развития указанного института для достижения целей социального государства.




Деятельность государства (муниципальных образований) осуществляется через систему специально образуемых уполномоченных органов и организаций, которая соответствует государственному строю и действующему политическому режиму. Следует отметить, что в науке принято классифицировать функции государства по различным критериям. Думается, что для правового государства характерна развитая система органов, обеспечивающих защиту и реализацию прав населения, а значит, и эффективное выполнение внутренних функций правового государства, направленных на достижение его целей.

Также необходимо различать функции государства и функции государственных (муниципальных) органов. Последние могут реализовываться в рамках взаимодействия внутри системы государственных (муниципальных) органов либо при взаимодействии соответствующего органа с другими субъектами, не входящими в систему государственных (муниципальных) органов (например, с физическими лицами и др.). Можно выделить различные подвиды каждого из таких видов функций. Например, функции, реализуемые в рамках взаимодействия государственных органов различных субъектов РФ, реализуемые в рамках взаимодействия государственных органов субъекта РФ и муниципальных органов и т.д. Для целей настоящего исследования наибольший интерес представляет реализация функций при взаимодействии государственных (муниципальных) органов с населением.

Итак, выполнение внутренних функций государства (муниципального образования) осуществляется в процессе взаимодействия уполномоченных органов между собой и с иными субъектами. Интересно мнение Ю.А. Тихомирова: «Общность людей и структурные формы их объединения взаимодействуют между собой на макроуровне, а люди — на микроуровне». Думается, что взаимоотношения между людьми и их объединениями структурируются в зависимости от различных объективных и субъективных факторов (интересов, количества участников взаимодействия, видов заинтересованных лиц и др.). При этом ключевую роль в решении многих вопросов играют особые институты, специализирующиеся на решении публичных задач. Очевидно, что особое место в системе таких взаимоотношений занимает деятельность государства (муниципального образования), выражающаяся во взаимодействии с населением для защиты и реализации законных прав и интересов каждого индивида. Можно выделить следующие виды такого взаимодействия:

заявительное — посредством реакции на обращения граждан;

инициативное — посредством совершения действий по инициативе уполномоченных органов и организаций. Такое взаимодействие осуществляется как реакция публичной власти на какие-либо события (например, события чрезвычайного характера, возникновение неблагоприятной ситуации в экономической сфере и др.), а также в форме непрерывного предоставления благ неограниченному кругу лиц (например, обеспечение безопасности и др.).

Список литературы

1. Киселев А.С. Формирование идеи электронного государства и особенности ее реализации : теоретико-правовое исследование : диссертация кандидата юридических наук / А.С. Киселев. Тамбов, 2018. 212 с.
2. Клишас А.А. Юридический код государства: вопросы теории и практики / А.А. Клишас. Москва : Международные отношения, 2019. 760 с.
3. Корепина А.В. Организация государственных и муниципальных услуг : учебное пособие / А.В. Корепина, Я.В. Васильева, А.С. Бойкова. Вологда : Фонд развития филиала МГЮА в г. Вологде, 2020. 216 с.
4. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. Москва : Юристъ, 2004. 245 с.
5. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. Москва : Издательский дом «Дело», 2022. 528 с.
6. Мирошниченко М.А. Развитие системы предоставления электронных государственных и муниципальных услуг с применением мультирегиональности / М.А. Мирошниченко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного универс
7. Морев В.А. Развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в 2007–2018 гг. и их интеграция с электронным правительством / В.А. Морев, С.Е. Денисов // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2019. Т. 5. №
8. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров. Москва, 2001. 355 с.
9. Тюшняков В.Н. Анализ практики применения технологий электронного правительства в системе предоставления государственных и муниципальных услуг / В.Н. Тюшняков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия : Экономика. 2018. № 4 (230). С. 194–
10. Щербинина Н.Н. Электронные государственные услуги в Российской Федерации : административно-правовой аспект : диссертация кандидата юридических наук / Н.Н. Щербинина. Воронеж, 2017. 308 с.

Остальные статьи