Дата публикации: 01.08.2024

Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере контрактной системы

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению отдельных проблем, возникающих в деятельности субъектов, применяющих меры ответственности по делам об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сформулировано теоретическое определение субъекта административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере контрактной системы, отражающее его сущностные признаки. Доказана необходимость внесения изменений в законодательство, обеспечивающих совершенствование реализации полномочий субъектов административной юрисдикции в рассматриваемой сфере.




В целях понимания сущности субъекта административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо учитывать, что его полномочия состоят в возможности принудительного воздействия на участников правоотношений. Поэтому важно определить его правовой статус, который оказывает влияние на взаимоотношения с участниками административно-юрисдикционного процесса.

Общий статус субъекта административной юрисдикции определяется наличием всей совокупности его прав и обязанностей. Специальный статус состоит в том, что субъект административной юрисдикции вправе разрешать конкретные дела в порядке и формах, установленных законом. Кроме того, к числу субъектов административной юрисдикции следует отнести тех, которые не разрешают соответствующие дела, однако обеспечивают выполнение вынесенного решения, поскольку без этого вся предшествующая юрисдикционная деятельность становится бессмысленной.

Так, статья 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закрепляет, что «контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны».

К числу контрольных органов в сфере закупок относятся на федеральном уровне Федеральное казначейство, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами; на региональном — компетентные органы власти на уровне субъектов Российской Федерации, а на муниципальном — местные органы власти.

Что касается осуществления юрисдикционных функций в сфере государственного оборонного заказа, федеральным органом исполнительной власти, реализующим их, выступает Федеральная антимонопольная служба. Административные правонарушения по ст. 14.55.2 КоАП РФ, ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ подлежат возбуждению лишь при условии наличия решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Список литературы

1. Зырянов С.М. Признание недобросовестным поставщиком — мера административной ответственности / С.М. Зырянов, К.А. Мараев // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 4. С. 139–144.
2. Панченко В.Ю. Субъективные критерии включения в реестр недобросовестных поставщиков при уклонении от заключения договора / В.Ю. Панченко // Юрист. 2012. № 9. С. 14–18.
3. Тищенко В.А. Правовая природа реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) / В.А. Тищенко // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 4. С. 20.
4. Чваненко Д.А. Правовая природа реестра недобросовестных поставщиков / Д.А. Чваненко // Юрист. 2014. № 24. С. 22–26.

Остальные статьи