Административная ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок: к вопросу о наличии состава правонарушения при неуказании реквизитов для уплаты
Аннотация
В контексте необходимости решения задач применения административной ответственности и надлежащей реализации основополагающих принципов публично-правового регулирования автор статьи обосновывает вывод об отсутствии в действиях лица, совершившего неуплату административного штрафа в установленный срок при неуказании субъектом административной юрисдикции реквизитов для уплаты в постановлении по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2024 |
Страницы | 32-35 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-8-32-35 |
Вопросы эффективности административно-деликтной ответственности традиционно продолжают оставаться в основной повестке актуальных проблем российской юридической науки и правоприменительной практики.
Данный тезис находит подтверждение в данных официальной статистики: только за 2023 г. судами общей юрисдикции (включая мировых судей) было подвергнуто административному наказанию 5 021 893 лица, при этом наказание в виде административного штрафа было назначено в 3 545 104 случаях.
Исходя из фундаментальных доктринальных положений, характеризующих административную ответственность, можно утверждать, что она (административная ответственность) выступает основным способом государственного регулирования общественных отношений, возникающих при совершении административного правонарушения (административного деликта), включает в себя материальную и процессуальную составляющую, оказывает существенное влияние на возможное поведение виновного лица в будущем с целью получения необходимого для государства и общества социального эффекта.
Оговоримся при этом, что в настоящей статье мы используем понятие «административная ответственность» в смысловом значении «административное наказание», то есть как синоним, что, в общем, ведет к определенному «упрощенчеству», однако позволяет избежать тавтологических оборотов. При этом, безусловно, «административное наказание» и «административная ответственность» между собой логически связаны, однако никак не тождественны.
Административное наказание, в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а обеспечение исполнения вынесенного постановления по делу об административном правонарушении определено в ст. 24.1 КоАП РФ в качестве одной из задач производства по делу об административном правонарушении.