Дата публикации: 01.08.2024

Значение и функции административного акта

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные со значением и функциями административного акта. Предложен новый подход к определению уровней (аспектов) влияния административного акта на элементы публичного правопорядка и соответствующих функций данной формы (инструмента) административной деятельности.




Оценка современного состояния теории административного акта как неудовлетворительного со стороны исследователей, а также происходящие в публичном правопорядке в режиме «перманентной административной реформы» изменения свидетельствуют о непреходящей актуальности общих и частных вопросов, касающихся принятия и реализации административных актов, их сущности, содержания, видового многообразия, отличительных черт, законности и эффективности. В то же время не в полной мере изученными и раскрытыми отечественной административистикой остаются вопросы значения и функций административного акта, без уяснения которых невозможно представить методологически обоснованную, стройную и завершенную теорию такого акта. Кроме того, сведение административного акта к частному случаю правового акта вообще, к конкретной группе юридических фактов, актов правоприменения или инструментов конкретизации и детализации нормативных правовых актов большей юридической силы обнаруживает недостаточность и вызывает ряд теоретических и практических трудностей, не позволяя до конца осветить и понять все аспекты одного из основных институтов административного права — административного акта.

В рамках настоящего исследования предпринята попытка определить значение и выявить функции административного акта, в том числе в целях изменения привычных представлений о его месте и роли в системе публичного правопорядка, для чего используется основанное на деятельностном подходе и разделяемое французскими административистами определение функции как формы проявления связи.

Рассмотрение функции административного акта как формы проявления связи между значением такого акта для публичного правопорядка и соответствующим видом административной деятельности основано на представлении о том, что посредством принятия административных актов осуществляется публично-правовой синтез нормы и ситуации (административный акт как акт «сборки» публичного правопорядка). Действительно, по мнению методолога В.Я. Дубровского, любая деятельность «задается нормами исключительно и исчерпывающе», тогда как норма, выступая единицей нормативной структуры, должна быть связана с соответствующей единицей ситуации. Вместе с тем Н. Луман так охарактеризовал подобный вид связей: «Правовая норма принимает форму правила “если — то”. Она связывает состав деяния и правовые последствия в инвариантное соотношение. Таким образом, она регулирует специфические условия, в которых допустим или считается необходимым управленческий акт». Иными словами, значение административного акта, связанного с единицей ситуации, нормируемой деятельностью, соотносится с нормативной структурой деятельности: функция административного акта есть связь его значения с нормируемой деятельностью. Следовательно, чтобы определить функции административного акта, необходимо в первую очередь выяснить, какое значение данный акт имеет для публичного правопорядка.

Между тем значение административного акта может быть определено с помощью описания уровней (аспектов) его влияния на сферы деятельности, типы нормировок, институты, организационные структуры и общественные отношения. Как представляется, можно выделить не менее пяти подобных уровней. Раскроем каждый из них.

Список литературы

1. Бахрах Д.Н. Административное право : учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. 2-е изд., изм. и доп. Москва : Норма, 2005. 800 с.
2. Винницкий А.В. Отмена в порядке самоконтроля благоприятствующих административных актов / А.В. Винницкий, И.Н. Харинов // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2020. № 6. С. 50–63.
3. Глазунова И.В. Документы стратегического планирования как основа выбора методов административно-правового регулирования / И.В. Глазунова // Актуальные вопросы современной экономики. 2021 № 8 С. 174–183.
4. Давыдов К.В. Административные акты и административные процедуры: соотношение и взаимодействие / К.В. Давыдов // Административное право и процесс. 2020. № 2. С. 43–47.
5. Давыдов К.В. Административные процедуры: концепция правового регулирования : диссертация доктора юридических наук / К.В. Давыдов. Нижний Новгород, 2020. 665 с.
6. Драго Р. Административная наука / Р. Драго. Москва : Прогресс, 1982. 245 с.
7. Дубровский В.Я. К заданию норм схематизации / В.Я. Дубровский // Некоммерческий Институт развития «Научный фонд им. Г.П. Щедровицкого». URL: <a href="https://www.fondgp.ru/old/lib/conferences/2007/material/2.html" target="_blank">https://www.fondgp.ru/old/lib/conferences/2007/material/2.html</a> (дата обращения: 11.02.2024).
8. Луман Н. От полицейского государства к правовому государству / Н. Луман // Социология власти. 2012. № 2. С. 227–236.
9. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей : монография / ответственные редакторы А.В. Габов, Н.В. Путило. Москва : Инфра-М, 2015. 272 с.
10. Соболев О.В. Соотношение запретов и ограничений прав граждан в административной деятельности органов исполнительной власти / О.В. Соболев // Административное право и процесс. 2019. № 2. С. 77–81.
11. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение / Ю.А. Тихомиров. Москва : Наука, 1972. 286 с.
12. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к проблеме происхождения языка / Г.П. Щедровицкий. Москва : Школа культурной политики, 1995. 800 с.
13. Barnes, M. QC. The Law of Estoppel / M. Barnes QC. Hart Publishing, 2020. 984 p.
14. Callies, D.L. Avco Community Developers, Inc. V. South Coast Regional Commission / D.L. Callies, R.H. Freilich, Th.E. Roberts // Cases and Materials on Land Use. 5th Edition. Thomson West, 2008. P. 148–153.

Остальные статьи