К вопросу о типологизации позитивных административных производств в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
В статье автор повествует о существовании различных доктринальных подходов к классификации позитивных административных производств, характеризующих деятельность органов исполнительной власти в целом. Раскрывает и обосновывает необходимость в систематизации данной правовой категории в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом специфики их деятельности, а также определяет основные критерии для классификации позитивных административных производств.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2024 |
Страницы | 8-11 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-8-8-11 |
Со второй половины ХХ в. специалистов в области административного права все больше интересовали вопросы, касающиеся позитивной правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, которая непосредственно связана с реализацией прав и законных интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть, что некоторыми из них были предприняты попытки систематизировать виды позитивных административных производств. При этом их теоретические размышления имели ряд существенных противоречий. Во-первых, особенностью юридической мысли того времени было объединение всех процедур в единую систему, поскольку авторы не разграничивали юрисдикционные производства и рассматривали административно-процессуальные явления в общем контексте. Во-вторых, отсутствие единого научного подхода, а также правовой определенности позитивных административных производств неумолимо порождало новые научные дискуссии, которые не потеряли свою значимость и по сей день. И хотя вопросы классификации административных производств привлекали внимание научного сообщества на протяжении долгих десятилетий, аспект, касающийся производств позитивного характера в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД РФ), не стал предметом научных исследований.
В современном административно-процессуальном праве большое внимание уделяется реализации административных производств, основанных на управленческой природе административного процесса. Речь идет о позитивных административных производствах, которые представляют собой «внутриорганизационную и внешнеуправленческую деятельность государственной администрации по реализации компетенций в области осуществления общих и специальных функций управления, в которых отсутствуют правовой спор и институт привлечения к ответственности».
Сегодня они являются неотъемлемой частью ежедневной деятельности правоохранительных органов и направлены на обеспечение эффективного функционирования органа государственной власти, а также реализацию гарантируемых населению прав. Для того чтобы выявить группы позитивных административных производств в ОВД РФ, необходимо обратиться к общей классификации, характеризующей деятельность органов исполнительной власти в целом.
Одним из первых свою точку зрения на разнообразие позитивных производств представил В.Д. Сорокин, выделивший по содержательному критерию шесть самостоятельных категорий. Интересно отметить, что ученый относил к ним процедуры нормотворчества, в отношении которых продолжают вестись активные дискуссии, поскольку нет единого мнения о занимаемом ими месте в системе административного процесса.
На наш взгляд, такое решение вполне оправданно. Во-первых, нормотворческие процедуры представляют собой деятельность, направленную на разработку и утверждение нормативно-правовых актов. Во-вторых, инициировать их могут исключительно органы исполнительной власти и должностные лица, обладающие соответствующими полномочиями. Таким образом, нормотворческая деятельность носит преимущественно внутриорганизационный характер, что в свою очередь согласуется с определением позитивных административных производств.