Административно-правовые нормы как модели публичного управления
Аннотация
В статье рассматривается метод моделирования, который успешно применяется не только в естественных и технических науках, но и в гуманитарной сфере. Показано, что этот метод используется также в правовых исследованиях и правоприменительной деятельности, причем наибольший потенциал он имеет в области управления. Отмечается, что одним из основных преимуществ использования метода моделирования в праве является возможность изучения механизма действия правовых норм и организации общественных отношений. На основе рассмотрения конкретных примеров делается вывод, что административно-правовые нормы, являясь моделями объективной действительности, могут с успехом использоваться для построения оптимальных алгоритмов правоприменительной деятельности, обусловливающих возможность применения в этом процессе современных цифровых технологий. Утверждается, что моделирование имеет огромные перспективы для совершенствования процесса публичного управления в целом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 08/2024 |
Страницы | 3-7 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-8-3-7 |
Размышляя о характере современной науки административного права, я писал, что в ее предмет входят два вида закономерностей - закономерности общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности системы исполнительных органов публичной власти, а также определенные закономерности процессов формирования, передачи и использования информации в механизме публичного управления. Отмечал, что при таком понимании предмета науки административного права нельзя говорить о ее чисто юридической природе. Было высказано суждение об интегративной природе науки административного права, которая со временем будет только развиваться.
При подобной постановке вопроса очевидно, что административное право и смежные отрасли знания должны во многом базироваться на одинаковых методологических подходах. В настоящей статье рассмотрю широко используемый метод моделирования, который успешно применяется не только в естественных и технических науках, в частности при изучении информационных процессов, но и в гуманитарных, в том числе политико-правовых исследованиях.
Юристы еще в 70-80-е годы прошлого века обратились к изучению возможностей моделирования, причем не только для правовых исследований, но и для совершенствования правоприменения. Как писал тогда В.Д. Рудашевский, анализ государственно-правовых явлений показывает, что их изучение невозможно без использования целого комплекса методов, реализуемых в других областях знания. При этом он отмечал, что одним из таких методов является моделирование.
Автором особо подчеркивалось, что наибольшие перспективы применения метода моделирования просматриваются в области управления, где он необходим, во-первых, для изучения процессов управления, а во-вторых, собственно, для воплощения в реальную жизнь эффективных подходов к управлению. Во втором случае моделирование, фактически будучи методом управления, имеет своей целью создание «гипотетических управленческих ситуаций для предсказания исходов возможных альтернатив». Ученый ставил вопрос о создании специальных, системно-юридических моделей процессов управления.
Исследователи, занимавшиеся в последующие годы теми или иными вопросами моделирования в праве, в том числе математического моделирования, также всегда подчеркивали целесообразность использования моделей при решении управленческих проблем. Например, О.А. Гаврилов писал, что «для юриста метод моделирования — научные средства и рабочие инструменты глубокого исследования специфических проблем, возникающих в сфере правового регулирования и государственного управления». Естественно, что интерес к моделированию управленческих процессов неизмеримо возрос в условиях цифровизации деятельности государственных органов и иных публичных институтов, которая напрямую связана с созданием соответствующих моделей.