Философия права — вершина конституционализма: Эбзеев Б.С. Философия российского конституционализма. Очерки. М. : Проспект, 2023. 496 с.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2024 |
Страницы | 67-69 |
К 30-летию принятия Конституции Российской Федерации в издательстве «Проспект» опубликован фундаментальный труд известного отечественного ученого-конституционалиста Б.С. Эбзеева, посвященный философии российского конституционализма. В книге собраны статьи, опубликованные автором за последние несколько лет, объединенные такими фундаментальными и актуальными вопросами, как философия конституционализма, уникальность российской научной мысли по данному вопросу, диалектика отношений «человек — общество — справедливое государство» и т.п.
Названная работа заслуженно получила высокие оценки специалистов и стала активно использоваться как в научной, так и в учебной деятельности.
Нет никакой надобности подробно объяснять, что философия права является своеобразным Эверестом как для многих юристов, так и для философов. За несколько веков существования данной научной дисциплины вряд ли можно найти с десяток выдающихся юристов и философов, которые бы в достаточной степени овладели ею.
Как многие философы не могут похвастаться постижением глубин права из-за того, что в основе своей не в силах в достаточной степени расстаться с философией, так и многие юристы не познали всех возможностей безграничных ресурсов философии, не желая подняться до высочайших вершин обобщения в поисках справедливости и гуманизма. И те и другие более всего «боятся» соединения философии и права и оценить масштабы полученного результата подобного соединения. Ведь подобное соединение требует и определенной культуры знаний, и их своеобразия по формам организации, высочайшим уровням обобщения. Сказанное в еще большей степени касается российской философии права, которая всегда являлась и во многом является уникальной — не похожей на труды и англосаксонских, и романо-германских, и других выдающихся специалистов в данной области. Отечественная философия права, как и отечественная государственность, задолго до Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье не в теории, а на практике давно опиралась на «уникальный принцип разделения властей, при котором законодательная власть осуществлялась Боярской думой и царем, а судебную власть царь делил с митрополитом, с учреждением при Федоре Иоанновиче патриарха — с патриархом. Важнейшие решения, в том числе и законодательного характера, принимались сословно-представительным органом — Земским Собором». Для того чтобы лучше понять уникальность российской философии права, необходимо обратиться к трудам известных соотечественников, трудившихся в данной сфере, например: И.А. Ильина, который отмечал, что быть русским — значит «воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле».