Местное самоуправление на отдельных территориях в Российской Федерации (общее и особенное)
Аннотация
В научной статье рассматриваются отдельные вопросы конституционного и муниципального права, связанные с особенностями осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). В основу исследования положены некоторые аспекты научной концепции федеральных территорий, которые, по мнению авторов, представляют собой социально-правовую конструкцию, включающую в себя реально функционирующие и вновь создаваемые публично-правовые образования общегосударственного значения, выполняющие стратегические задачи в различных сферах деятельности государства. Успешно применяя диалектические методы познания и развивая научную концепцию федеральных территорий, авторы предлагают и обосновывают систему обязательных правовых критериев, необходимых для признания тех или иных территорий федеральными. Комплексный анализ теории и практики государственного и муниципального строительства в сфере ЗАТО, а также методика построения юридических конструкций позволяют авторам прийти к обоснованным выводам о соответствии системы ЗАТО вышеуказанным правовым критериям и допустимости включения данных муниципальных образований в перечень федеральных территорий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2024 |
Страницы | 49-52 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-8-49-52 |
Реформы российского государства периода его новейшей истории (1991–2023 гг.) кардинально изменили систему государственного и общественного управления в стране и, в частности, обусловили формирование административно-территориальных образований, имеющих федеральное (общегосударственное) значение.
Эти образования отнесены конституционными новеллами 2020 г. к категории федеральных территорий, располагающих органами публичной власти, но не изменяющих структуру федеративного устройства (ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации).
При этом следует указать на то, что современная правовая наука уделяет крайне недостаточное внимание вопросам института органов публичной власти, в частности местного самоуправления на федеральных территориях, который является краеугольным камнем данной социально-правовой конструкции. Специальных научных работ и публикаций фундаментального характера по указанному направлению немного, нет и «базового» федерального закона о федеральных территориях.
Принятие федерального закона о федеральной территории «Сириус», установившего правовые основы функционирования данного территориального образования, основополагающего значения для формирования законодательства о федеральных территориях не имеет, хотя и позволяет использовать его положения по принципу аналогии права для развития научной концепции федеральных территорий.
В частности, указанный закон (ст. 2), устанавливая основы статуса данного субъекта права, признает его имеющим общегосударственное стратегическое значение публично-правовым образованием, органы власти которого наделены в том числе полномочиями органов местного самоуправления городского округа.