Дата публикации: 08.08.2024

Местное самоуправление на отдельных территориях в Российской Федерации (общее и особенное)

Аннотация

В научной статье рассматриваются отдельные вопросы конституционного и муниципального права, связанные с особенностями осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). В основу исследования положены некоторые аспекты научной концепции федеральных территорий, которые, по мнению авторов, представляют собой социально-правовую конструкцию, включающую в себя реально функционирующие и вновь создаваемые публично-правовые образования общегосударственного значения, выполняющие стратегические задачи в различных сферах деятельности государства. Успешно применяя диалектические методы познания и развивая научную концепцию федеральных территорий, авторы предлагают и обосновывают систему обязательных правовых критериев, необходимых для признания тех или иных территорий федеральными. Комплексный анализ теории и практики государственного и муниципального строительства в сфере ЗАТО, а также методика построения юридических конструкций позволяют авторам прийти к обоснованным выводам о соответствии системы ЗАТО вышеуказанным правовым критериям и допустимости включения данных муниципальных образований в перечень федеральных территорий.




Реформы российского государства периода его новейшей истории (1991–2023 гг.) кардинально изменили систему государственного и общественного управления в стране и, в частности, обусловили формирование административно-территориальных образований, имеющих федеральное (общегосударственное) значение.

Эти образования отнесены конституционными новеллами 2020 г. к категории федеральных территорий, располагающих органами публичной власти, но не изменяющих структуру федеративного устройства (ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации).

При этом следует указать на то, что современная правовая наука уделяет крайне недостаточное внимание вопросам института органов публичной власти, в частности местного самоуправления на федеральных территориях, который является краеугольным камнем данной социально-правовой конструкции. Специальных научных работ и публикаций фундаментального характера по указанному направлению немного, нет и «базового» федерального закона о федеральных территориях.

Принятие федерального закона о федеральной территории «Сириус», установившего правовые основы функционирования данного территориального образования, основополагающего значения для формирования законодательства о федеральных территориях не имеет, хотя и позволяет использовать его положения по принципу аналогии права для развития научной концепции федеральных территорий.

В частности, указанный закон (ст. 2), устанавливая основы статуса данного субъекта права, признает его имеющим общегосударственное стратегическое значение публично-правовым образованием, органы власти которого наделены в том числе полномочиями органов местного самоуправления городского округа.

Список литературы

1. Ветренко И.А. Специфика организации местного самоуправления на отдельных территориях Российской Федерации: политологический анализ / И.А. Ветренко, С.А. Шевченко // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2020. Т. 7. № 1 (25). С. 131–141.
2. Евдокимов В.Б. Органы местного самоуправления закрытых муниципальных образований в Российской Федерации: исторические и правовые аспекты / В.Б. Евдокимов, П.Н. Петряев // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 3. С. 16–18.
3. Лексин И.В. Распределение компетенции между уровнями публичной власти в современной России: практическое состояние и нормативное закрепление / И.В. Лексин // Федерализм. 2023. № 28 (1). С. 5–30.
4. Петряев П.Н. Мобильность системы полномочий специализированных муниципалитетов / П.Н. Петряев // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 2. С. 30–32.
5. Петряев П.Н. Органы государственного управления и специализированные муниципалитеты: некоторые аспекты взаимодействия / П.Н. Петряев // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 44–46.

Остальные статьи