Актуальные особенности законодательства в области преследования пользователей за публикации в сети Интернет
Аннотация
В статье исследуется специфическая категория преступлений и правонарушений в области распространения информации. Последовательное рассмотрение статистических и эмпирических данных о привлечении пользователей к ответственности за выражение мнения в сети Интернет, процессов принятия законодательных актов, непосредственно влияющих на увеличение количества административных и уголовных дел, позволяет сделать следующие выводы: а) в настоящее время складывается ситуация беспрецедентного контроля со стороны государственной власти за российским информационным пространством; и б) законодательство 2020–2023 гг., вводящее новые виды административной и уголовной ответственности за выражение мнения в сети Интернет, носит характер «экстраординарного законотворчества».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2024 |
Страницы | 44-48 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-8-44-48 |
Сегодня мы живем в мире, построенном на постоянном создании информации и ее обмене в сети Интернет, когда информационные потоки настолько велики, что отличить реальность от фейков, современный digital-арт от творения нейросети, а реальное видео ― от созданного с помощью технологии deepfake становится не просто сложнее, но и часто невозможно, когда можно буквально «украсть» лицо человека и его голос. Становятся реальными правонарушения, которые еще пять лет назад трудно было вообразить, а современной информационной открытости позавидовал бы любой человек XX в. В этих условиях российское законодательство, которое и так едва поспевает за происходящими изменениями, идет по пути ужесточения санкций, введения все новых и новых ограничений и запретов.
В данном исследовании мы обратим свое внимание на уже действующее административное и уголовное законодательство, чье действие распространяется на правонарушения в Интернете, их развитие и усложнение, на особенности квалификации правонарушений и преступлений, совершенных в Сети, и привлечения к ответственности за них. Отметим также, что мы будем обращаться к деяниям в виде размещения публикаций в сети Интернет в текстовом, видео- и аудиоформате, так называемых «репостов», «лайков» и проч., т.е. ко всему тому, что неразрывно связано с созданием, поиском, распространением и обменом информации.
Ранее мы уже отмечали значительное ужесточение административной и уголовной ответственности за действия, совершенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в 2010-х годах. Однако до 2022 г. практика реального привлечения к административной и/или уголовной ответственности за выражение мнения, размещение или обмен информацией в сети Интернет была скорее исключением, чем массовым явлением. Официальная статистика МВД РФ включает только обобщенную категорию преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также отдельную категорию преступлений экстремистской направленности, выделить из которых правонарушения, связанные с размещением информации в сети Интернет, не представляется возможным. Однако такую статистику предоставляют российские общественные и правозащитные организации «Агора», «РосКомСвобода», «Сетевые свободы», «Репортеры без границ» и иностранные ʻFreedom Houseʼ, ʻCensored Planetʼ и ʻAmnesty Internationalʼ.
Проанализировав ежегодные неправительственные доклады «Агоры», «Сетевых свобод» и «Роскомсвободы», мы подготовили сводку статистических данных по правоприменительной уголовной и административной практике в части преследования и наказания пользователей за их активность в сети Интернет за 2011–2021 гг., которая представлена в таблице. По утверждению авторов докладов, данные предоставляются по результатам мониторингов открытых источников ― опубликованных отчетов о деятельности государственных органов, экспертных заключений, публикаций в СМИ, постов в блогах, заявлений пользователей и владельцев интернет-ресурсов, баз данных информационно-аналитического центра «СОВА», содержащих сведения о приговорах по делам о преступлениях экстремистского характера, а также по материалам системы ГАС «Правосудие», пресс-релизам Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сайтов Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов.
Также необходимо пояснить, что под случаями привлечения к уголовной ответственности авторы докладов понимают приговоры, возбужденные уголовные дела и факты, свидетельствующие о высоком риске привлечения к уголовной ответственности (обыски, допросы, задержания).