Дата публикации: 08.08.2024

Актуальные особенности законодательства в области преследования пользователей за публикации в сети Интернет

Аннотация

В статье исследуется специфическая категория преступлений и правонарушений в области распространения информации. Последовательное рассмотрение статистических и эмпирических данных о привлечении пользователей к ответственности за выражение мнения в сети Интернет, процессов принятия законодательных актов, непосредственно влияющих на увеличение количества административных и уголовных дел, позволяет сделать следующие выводы: а) в настоящее время складывается ситуация беспрецедентного контроля со стороны государственной власти за российским информационным пространством; и б) законодательство 2020–2023 гг., вводящее новые виды административной и уголовной ответственности за выражение мнения в сети Интернет, носит характер «экстраординарного законотворчества».




Сегодня мы живем в мире, построенном на постоянном создании информации и ее обмене в сети Интернет, когда информационные потоки настолько велики, что отличить реальность от фейков, современный digital-арт от творения нейросети, а реальное видео ― от созданного с помощью технологии deepfake становится не просто сложнее, но и часто невозможно, когда можно буквально «украсть» лицо человека и его голос. Становятся реальными правонарушения, которые еще пять лет назад трудно было вообразить, а современной информационной открытости позавидовал бы любой человек XX в. В этих условиях российское законодательство, которое и так едва поспевает за происходящими изменениями, идет по пути ужесточения санкций, введения все новых и новых ограничений и запретов.

В данном исследовании мы обратим свое внимание на уже действующее административное и уголовное законодательство, чье действие распространяется на правонарушения в Интернете, их развитие и усложнение, на особенности квалификации правонарушений и преступлений, совершенных в Сети, и привлечения к ответственности за них. Отметим также, что мы будем обращаться к деяниям в виде размещения публикаций в сети Интернет в текстовом, видео- и аудиоформате, так называемых «репостов», «лайков» и проч., т.е. ко всему тому, что неразрывно связано с созданием, поиском, распространением и обменом информации.

Ранее мы уже отмечали значительное ужесточение административной и уголовной ответственности за действия, совершенные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в 2010-х годах. Однако до 2022 г. практика реального привлечения к административной и/или уголовной ответственности за выражение мнения, размещение или обмен информацией в сети Интернет была скорее исключением, чем массовым явлением. Официальная статистика МВД РФ включает только обобщенную категорию преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также отдельную категорию преступлений экстремистской направленности, выделить из которых правонарушения, связанные с размещением информации в сети Интернет, не представляется возможным. Однако такую статистику предоставляют российские общественные и правозащитные организации «Агора», «РосКомСвобода», «Сетевые свободы», «Репортеры без границ» и иностранные ʻFreedom Houseʼ, ʻCensored Planetʼ и ʻAmnesty Internationalʼ.

Проанализировав ежегодные неправительственные доклады «Агоры», «Сетевых свобод» и «Роскомсвободы», мы подготовили сводку статистических данных по правоприменительной уголовной и административной практике в части преследования и наказания пользователей за их активность в сети Интернет за 2011–2021 гг., которая представлена в таблице. По утверждению авторов докладов, данные предоставляются по результатам мониторингов открытых источников ― опубликованных отчетов о деятельности государственных органов, экспертных заключений, публикаций в СМИ, постов в блогах, заявлений пользователей и владельцев интернет-ресурсов, баз данных информационно-аналитического центра «СОВА», содержащих сведения о приговорах по делам о преступлениях экстремистского характера, а также по материалам системы ГАС «Правосудие», пресс-релизам Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сайтов Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов.

Также необходимо пояснить, что под случаями привлечения к уголовной ответственности авторы докладов понимают приговоры, возбужденные уголовные дела и факты, свидетельствующие о высоком риске привлечения к уголовной ответственности (обыски, допросы, задержания).

Список литературы

1. Данилова В.А. Правовые аспекты регулирования ʻDeepfakeʼ-технологий / В.А. Данилова, Д.М. Левкин // Право и государство: теория и практика. 2022. № 7 (211). С. 88–91.
2. Зарипов Н.А. Скорость рассмотрения законопроектов как индикатор политической природы законодательного процесса / Н.А. Зарипов, И.А. Помигуев // Власть. 2022. Т. 30. № 4. С. 93–98.
3. Калинина Л.В. Вербальная конкуренция в пространстве Интернета: реклама, рерайт, репост / Л.В. Калинина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 3. С. 80–87.
4. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего / А.Е. Голодникова, А.А. Ефремов, Д.В. Соболь [и др.] ; руководитель авторского коллектива Д.Б. Цыганков. Москва : Высшая школа экономики, 2018. 192 с.
5. Рувинский Р.З. Законотворчество в условиях современных политических кризисов: тенденции, риски, стратегия / Р.З. Рувинский // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 638–643.
6. Самосват О.И. «Лайк» в социальных сетях как показатель социального одобрения в подростковой среде / О.И. Самосват // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 148–150.
7. Сехин И.В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации / И.В. Сехин // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 2. С. 26–35.

Остальные статьи