Дата публикации: 08.08.2024

Конституционное регулирование планирования в России: история, современность, перспективы

Аннотация

В статье проведен исторический обзор эволюции планирования на основе отечественных конституционных актов ХХ в. В исследовании обозначены три ключевых способа закрепления положений о государственном планировании в советский период: 1) распределение полномочий между государственными органами «по горизонтали» и между разными уровнями власти («по вертикали»); 2) установление планирования в качестве основы общественной жизни и конституционного принципа; 3) выделение планирования в качестве самостоятельного объекта конституционного регулирования. Несмотря на отсутствие в действующей Конституции РФ положений о государственном планировании, советский опыт такого регулирования может быть релевантен для совершенствования складывающейся системы стратегического планирования. Закрепление на конституционном уровне механизмов планирования будет способствовать стабильности и сбалансированности развития государства, принятию эффективных, контролируемых и долгосрочных решений, защите экономических и социальных прав граждан. При этом из упомянутых «советских» способов может быть наиболее актуален именно первый — который позволяет распределить полномочия между государственными органами и укрепить роль парламента в процессах планирования, а также предоставляет возможность отнести осуществление планирования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов к числу вопросов местного значения.




Первые попытки регламентации планирования на конституционном уровне были предприняты уже при разработке Конституции (Основного Закона) РСФСР 1918 г. В последующих конституционных актах СССР (1924, 1936, 1977 гг.) и РСФСР (1925, 1937, 1978 гг.) развитие данного института происходило постепенно, начиная от упоминания «планов» в статьях о распределении полномочий государственных органов и заканчивая закреплением принципа «плановости» в качестве одной из основ общественного устройства. Однако в 1990-е годы наблюдался систематический отход от плановых начал в советском и российском конституционном регулировании. В альтернативных проектах новой Конституции РФ предлагалось имплементировать советские основы плановости, однако в итоге принятая Конституция РФ 1993 г. отказалась от планового регулирования экономического и социального развития.

На конституционном уровне в советский период можно выделить три ключевых способа регламентации государственного планирования: 1) посредством установления полномочий субъектов планирования, относящихся к одному уровню власти, и распределения полномочий по вертикали ― между разными уровнями власти; 2) закрепление в качестве основы хозяйственной жизни общества и конституционного принципа; 3) обращение к планированию как к отдельному объекту регулирования.

Первый способ можно встретить еще в первой Конституции (Основном Законе) РСФСР 1918 г. В соответствии с периодами действия советских конституций можно выделить четыре этапа постепенного усложнения и конкретизации закрепления полномочий государственных органов в сфере планирования.

На первом этапе были определены предметы ведения высших органов власти без детализации конкретных полномочий. Установление основ и общего плана относилось к совместному ведению Всероссийского съезда Советов как «высшей власти» РСФСР и Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов как высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа (п. «к» ст. 49 Конституции 1918 г.).

На втором этапе произошло распределение предметов ведения между Союзом и союзными республиками ― также без конкретизации: «верховные органы» СССР осуществляли установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза (п. «з» ст. 1 Основного Закона (Конституции) СССР 1924 г.), «верховные органы» РСФСР ― установление плана всего народного хозяйства и отдельных отраслей его только на территории РСФСР (п. «г» ст. 17 Конституции (Основного Закона) РСФСР 1925 г.). Внедрение планового начала в стихию экономики рассматривалось в качестве важной задачи в области хозяйственной деятельности государственной власти.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение / С.А. Авакьян // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11. С. 12–21.
2. Кабышев С.В. Правовая концепция планирования как часть научного наследия О.Е. Кутафина / С.В. Кабышев // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 7. С. 9–12.
3. Карасс А.В. Компетенция верховных органов Союза ССР в области народного хозяйства, промышленности и внутренней торговли / А.В. Карасс // Советское право. 1924. № 4 (10). С. 21–36.
4. Кравцов А.К. План и право: правовой аспект централизованного планирования социалистического государственного производства / А.К. Кравцов. Воронеж : Издательство Воронежского университета, 1976. 156 с.
5. Курбатов И.А. Конституционные основы государственного планирования экономического развития Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / И.А. Курбатов. Москва, 2017. 183 с.
6. Кутафин О.Е. Плановая деятельность Советского государства : (Государственно-правовой аспект) / О.Е. Кутафин. Москва : Юридическая литература, 1980. 240 с.
7. Магеровский Д. Экономические основы советской власти / Д. Магеровский // Советское право. 1925. № 6 (18). С. 3–14.
8. Мазаев В.Д. Конституционная модель российской экономической системы: образ и реальное наполнение / В.Д. Мазаев // Журнал российского права. 2008. № 12 (144). С. 52–60.
9. Никчемная Е.А. Право как средство государственного стратегического планирования экономического развития Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.А. Никчемная. Москва, 2017. 27 с.
10. Ноздрачев А.Ф. Конституционные основы планирования / А.Ф. Ноздрачев // Советское государство и право. 1978. № 6. С. 18–26.
11. Фридман В.Ш. Конституционные принципы регулирования / В.Ш. Фридман // Известия высших учебных заведений. Серия: Правоведение. 1980. № 1. С. 19–26.
12. Чепурнова Н.М. Некоторые аспекты совершенствования административно-правового регулирования стратегического планирования в контексте конституционной реформы в Российской Федерации / Н.М. Чепурнова, А.А. Ищенко // Административное право и процесс. 2022. № 1
13. Чиркин В.Е. О социоэкономической парадигме (модели) Конституции России 1993 года / В.Е. Чиркин // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 12. С. 27–32.

Остальные статьи