Конституционное регулирование планирования в России: история, современность, перспективы
Аннотация
В статье проведен исторический обзор эволюции планирования на основе отечественных конституционных актов ХХ в. В исследовании обозначены три ключевых способа закрепления положений о государственном планировании в советский период: 1) распределение полномочий между государственными органами «по горизонтали» и между разными уровнями власти («по вертикали»); 2) установление планирования в качестве основы общественной жизни и конституционного принципа; 3) выделение планирования в качестве самостоятельного объекта конституционного регулирования. Несмотря на отсутствие в действующей Конституции РФ положений о государственном планировании, советский опыт такого регулирования может быть релевантен для совершенствования складывающейся системы стратегического планирования. Закрепление на конституционном уровне механизмов планирования будет способствовать стабильности и сбалансированности развития государства, принятию эффективных, контролируемых и долгосрочных решений, защите экономических и социальных прав граждан. При этом из упомянутых «советских» способов может быть наиболее актуален именно первый — который позволяет распределить полномочия между государственными органами и укрепить роль парламента в процессах планирования, а также предоставляет возможность отнести осуществление планирования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов к числу вопросов местного значения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2024 |
Страницы | 25-30 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-8-25-30 |
Первые попытки регламентации планирования на конституционном уровне были предприняты уже при разработке Конституции (Основного Закона) РСФСР 1918 г. В последующих конституционных актах СССР (1924, 1936, 1977 гг.) и РСФСР (1925, 1937, 1978 гг.) развитие данного института происходило постепенно, начиная от упоминания «планов» в статьях о распределении полномочий государственных органов и заканчивая закреплением принципа «плановости» в качестве одной из основ общественного устройства. Однако в 1990-е годы наблюдался систематический отход от плановых начал в советском и российском конституционном регулировании. В альтернативных проектах новой Конституции РФ предлагалось имплементировать советские основы плановости, однако в итоге принятая Конституция РФ 1993 г. отказалась от планового регулирования экономического и социального развития.
На конституционном уровне в советский период можно выделить три ключевых способа регламентации государственного планирования: 1) посредством установления полномочий субъектов планирования, относящихся к одному уровню власти, и распределения полномочий по вертикали ― между разными уровнями власти; 2) закрепление в качестве основы хозяйственной жизни общества и конституционного принципа; 3) обращение к планированию как к отдельному объекту регулирования.
Первый способ можно встретить еще в первой Конституции (Основном Законе) РСФСР 1918 г. В соответствии с периодами действия советских конституций можно выделить четыре этапа постепенного усложнения и конкретизации закрепления полномочий государственных органов в сфере планирования.
На первом этапе были определены предметы ведения высших органов власти без детализации конкретных полномочий. Установление основ и общего плана относилось к совместному ведению Всероссийского съезда Советов как «высшей власти» РСФСР и Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов как высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа (п. «к» ст. 49 Конституции 1918 г.).
На втором этапе произошло распределение предметов ведения между Союзом и союзными республиками ― также без конкретизации: «верховные органы» СССР осуществляли установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза (п. «з» ст. 1 Основного Закона (Конституции) СССР 1924 г.), «верховные органы» РСФСР ― установление плана всего народного хозяйства и отдельных отраслей его только на территории РСФСР (п. «г» ст. 17 Конституции (Основного Закона) РСФСР 1925 г.). Внедрение планового начала в стихию экономики рассматривалось в качестве важной задачи в области хозяйственной деятельности государственной власти.