Классическое понимание принципа разделения властей и современное государственное устройство: необходимо ли теоретическое переосмысление?
Аннотация
В статье рассматривается применимость основных постулатов классического понимания принципа разделения властей на современном этапе развития общества и государства. Автор приходит к выводу, что недопущение узурпации власти как главная цель разделения властей во многом связано не столько с формально закрепленным признанием данного принципа или указанием в конституционном акте на наличие ветвей власти, сколько с конституционным правосознанием общества. Предлагаемая в рамках классического понимания данного принципа триада ветвей власти не соответствует современной тенденции выделения функциональных ветвей власти. При узком толковании классического подхода функциональные ветви власти могут выводиться за пределы системы сдержек и противовесов, что приводит к возникновению риска неэффективности деятельности органов функциональных ветвей власти. Указание на разделение властей в связи с различной социальной основой также следует подвергнуть сомнению в связи с появлением внесословных функциональных ветвей власти и существенным изменением социального устройства. Необходимы признание функциональных ветвей власти как элемента разделения властей и адаптация к ним классического понимания теории разделения властей, так как специфика органов функциональных ветвей власти не позволяет им узурпировать власть и не может быть в полной мере вписана в классическую систему разделения властей. В качестве возможного теоретико-доктринального решения видится оценка независимости таких органов и возможность контроля за их деятельностью со стороны иных органов власти.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 08/2024 |
Страницы | 7-13 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-8-7-13 |
Исторически главенствующим следует считать понимание принципа разделения властей, заложенное авторами конца XVII–XVIII вв. В рамках классического понимания принципа разделения властей следует тезисно выделить следующие его основные черты:
1) разделение властей имеет своей целью недопущение узурпации власти (чрезмерной концентрации власти в одних руках) как предпосылки для нарушения прав граждан ввиду неограниченности полномочий узурпатора (соответствующего органа власти);
2) разделение властей базируется на классической триаде ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной;
3) разделение властей также исходит из необходимости представления интересов различных социальных групп разными ветвями власти (как правило, исполнительная власть выражает интересы буржуазии или аристократии, а парламент ― более широких народных масс).
Указанный подход был обоснован во времена становления теории разделения властей, выработки основ демократического государственного устройства, формирования концепции необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина.