Религиозные реформы П.А. Столыпина и принцип свободы совести в деятельности Государственной Думы Российской империи в начале ХХ в.
Аннотация
В статье рассматривается политическая деятельность П.А. Столыпина, а также деятельность Государственной Думы в духовной и этнической сферах в начале ХХ в. Ряд объективно складывающихся факторов на рубеже веков практически вынуждал политических деятелей утвердить принцип свободы совести. В этой связи П.А. Столыпиным было принято решение о проведении ряда вероисповедных реформ, ключевым результатом которых предвосхищалось создание политической нации. В статье указаны мнения представителей разных идеологий относительно деятельности П.А. Столыпина, а также проанализирована деятельность Государственной Думы в рамках реализации вероисповедных реформ.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2024 |
Страницы | 50-53 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-8-50-53 |
Фигура П.А. Столыпина в рамках изучения российской истории весьма существенна. Его политическая деятельность до настоящего времени остается предметом бесконечных дискуссий среди ученых-правоведов. В первую очередь П.А. Столыпин известен обществу как создатель кардинально судьбоносной аграрной реформы, породившей разрушение крестьянской общины и отток населения на восток государства. По мнению авторов, П.А. Столыпина нельзя назвать передовым реформатором, живущим мыслями о скорейших повсеместных переменах. Он скорее политик, стремящийся сделать государство более всесторонне развитым посредством частых изменений в обществе и государстве. Наверняка, держа в голове мысли о постоянном развитии России, Столыпин понимал, что духовная сфера общества наряду с остальными нуждается в переменах и модернизации. И без того назревающий и укореняющийся в сознании людей в конце XIX — начале ХХ вв. принцип свободы совести необходимо было обуздать, обернуть в угодную всем интересам форму и утвердить в обществе. Короче говоря, в одной только духовной сфере на рубеже веков назрело большое количество недостатков, требующих скорейших перемен, в связи с чем Столыпиным начали проводиться вероисповедные реформы, о которых будет сказано в рамках настоящего исследования.
Актуальность исследования отражают довольно дерзкие и смелые высказывания публицистов и политологов того времени. Одним из первых «смельчаков» принято считать М.А. Стаховича, который в 1901 г. открыто высказался о категорической необходимости утверждения в Российской империи принципа свободы совести, о котором авторы исследования говорили ранее. Высказывание Стаховича породило в обществе безудержную полемику и разделило спорящих условно на две категории: либералы, активно поддерживающие идею Стаховича, и сторонники консервативных взглядов, считающие, что закрепление принципа свободы совести породит подрыв основ государственного строя тех времен. С учетом того, какой ажиотаж вызвало высказывание М.А. Стаховича, авторы исследования полагают о достаточной актуальности исследования, поскольку религиозный вопрос, или вопрос вероисповедания, был неразрывно связан с политической и социальной сферами, а также оказывал непосильное влияние на указанные сферы в исследуемый период.
Стоит отметить, что П.А. Столыпина нельзя назвать первопроходцем в аспекте либерализации религиозного вопроса и закрепления принципа свободы совести. Его предшественник на посту С.Ю. Витте также стремился стабилизировать положение общественного порядка путем небольшого наделения свободами населения в той или иной сфере, в частности — в духовной. 12 декабря 1904 г. был принят закон «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка», инициатором которого явился С.Ю. Витте. В указанном нормативном акте регламентировано следующее: «Для закрепления выраженного Нами в Манифест 26 февраля 1903 г. неуклонного душевного желания охранять освященную Основными Законами Империи терпимость в делах веры, подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же в административном порядке соответствующие меры к устранению в религиозном быте их всякого, прямо в законе не установленного, стеснения».