Проблемные вопросы разработки положения о закупках на примере заказчиков Забайкальского края
Аннотация
В статье раскрываются требования действующего законодательства к содержанию Положения о закупке. Рассмотрены особенности применения Положений о закупке различными категориями заказчиков, расположенных на территории Забайкальского края. Автором выделены основные недостатки Типового положения Забайкальского края, устранение которых позволит повысить эффективность закупочной деятельности и обеспечит возможность развития конкуренции среди участников закупки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2024 |
Страницы | 41-45 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-8-41-45 |
Необходимость разработки положения о закупке, регулирующего порядок расходования средств организаций на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг, встала перед рядом заказчиков в связи с вступлением в силу с 1 января 2012 г. законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц. Заказчики, попадающие под сферу регулирования Закона № 223-ФЗ, обязаны разработать, утвердить, разместить в государственной информационной системе в сфере закупок (далее — ГИС ЕИС) и проводить закупки в соответствии с требованиями своего положения. Вследствие этого под сферу государственного регулирования попали закупки значительной части субъектов корпоративного рынка, которые ранее обладали полной самостоятельностью в выборе контрагентов. По информации, размещенной в ГИС ЕИС, до 2022 г. ежегодная сумма заключенных договоров по Закону № 223-ФЗ превышала 20 трлн руб. (табл. 1), а снижение этой суммы в 2 раза с 2022 г. объясняется не сокращением объема денежных средств на корпоративном рынке, а тем, что ряд крупных заказчиков, попавших под зарубежные санкции, получили право не размещать информацию о своих закупках и заключенных контрактах в ГИС ЕИС.
Вопросы, связанные с разработкой Положения о закупке, которое одновременно удовлетворяло бы интересы заказчика и соответствовало требованиям действующего законодательства, нашли отражение в публикациях представителей профессионального сообщества и руководителей органов государственной власти, которые оказались вовлеченными в этот процесс, так как под сферу регулирования Закона № 223-ФЗ попали подведомственные бюджетные учреждения в части закупок за счет внебюджетных средств, а также автономные учреждения и унитарные предприятия.
Рассмотрим особенности применения Положения о закупках и организации закупочной деятельности на примере заказчиков Забайкальского края, деятельность которых попадает под сферу регулирования Закона № 223-ФЗ. По информации, размещенной на официальном сайте в ГИС ЕИС, на 1 апреля 2024 г. размещено 597 положений о закупках заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территории Забайкальского края. Большинство заказчиков самостоятельны в разработке Положения о закупках и при этом только ограничены требованиями законодательства к соблюдению принципов закупки, таких как информационная открытость, развитие конкуренции среди участников закупки, эффективное расходование денежных средств (ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). В соответствии с требованиями законодательства разрабатываемое Положение должно содержать следующие обязательные блоки (рис. 1):
Таким образом, учитывая указанные требования, заказчики самостоятельно определяют перечень и условия применения способов закупок, выбирают методы для обоснования начальной (максимальной) цены договора, устанавливают перечень товаров, работ, услуг, оплата за поставку (выполнение) которых может производится в срок более 7 рабочих дней, предусмотренных, по общему правилу, в ч. 5.3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ.
Вместе с тем среди заказчиков Забайкальского края есть юридические лица, органы управления которых приняли решение о присоединении к положению материнской компании, такая возможность появилась у заказчиков на основании изменений законодательства, вступивших в силу с 31 декабря 2017 г. Например, АО «103 БТРЗ» и АО «810 АРЗ» присоединились к положению о закупке ГК «Ростех», ПАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» и еще шесть предприятий, являющихся дочерними хозяйственными обществами ГК «Росатом», присоединились к единому отраслевому стандарту закупок Росатома, ООО «КРДВ “Забайкалье”» — к положению АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», АО «Читатехэнерго» — к положению ПАО «Россети». В этом случае заказчик теряет самостоятельность и вынужден строго следовать всем требованиям и процедурам, установленным в положении материнской компании, с другой стороны, заказчик получает четкий и выверенный алгоритм закупочных процедур, учитывающий специфику закупок для нужд конкретной отрасли и тем самым позволяющий эффективно и результативно проводить закупочные процедуры. Подобная унификация закупочных процедур и использование типовых положений о закупках дает преимущества не только заказчикам, но и поставщикам, задача которых — выполнить все требования документации при подготовке заявки на участие в конкурентных закупках, что вызывает огромные трудности, если эти требования существенно дифференцированы у разных заказчиков.