Место института раскрытия доказательств в арбитражном процессуальном праве
Аннотация
Работа посвящена изучению специфики места института раскрытия доказательств в арбитражном процессуальном праве. Установлено, что раскрытие доказательств является самостоятельным вспомогательным институтом процедуры судебного доказывания, содействующим правосудию. Определено, что основой института раскрытия доказательств в Великобритании является позиционирование его как стадии судебного процесса. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о прямой причинно-следственной связи между местом раскрытия доказательств в отечественном арбитражном процессуальном праве и неэффективностью раскрытия доказательств как института в отечественном правопорядке.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2024 |
Страницы | 27-30 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-8-27-30 |
C принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) в арбитражный процесс Российской Федерации был добавлен новый институт — раскрытие доказательств. Указанная правовая конструкция была реципирована из Великобритании, где является одним из ключевых элементов процесса.
Несмотря на то, что указанный институт был введен в отечественную правовую систему достаточно давно, в доктрине продолжаются споры относительно его места в арбитражном процессуальном праве.
Базис института раскрытия доказательств закреплен в ч. 3 и ч. 4 ст. 65 АПК РФ. Часть 3 ст. 65 АПК РФ указывает на объект раскрытия — это доказательства, на которые лицо ссылается в обоснование своих требований и возражений. Согласно норме субъектами, исполняющими эту обязанность, являются лица, участвующие в деле, а субъектами, в отношении которых должно осуществляться раскрытие, являются все другие лица, участвующие в деле. В ч. 3 ст. 65 АПК РФ также закреплен и момент раскрытия доказательств — до начала судебного заседания или же в срок, определенный судом. Согласно правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», потенциальной санкцией за невыполнение обязанности по раскрытию является возможность отнесения судом на недобросовестное лицо судебных расходов по делу.
Таким образом, раскрытие доказательств по отечественному процессуальному праву может осуществляться лицом, участвующим в деле, на протяжении судебного разбирательства в суде первой инстанции до предстоящего судебного заседания по делу. Соответственно, в соотношении с процедурой судебного доказывания раскрытие доказательств не ограничивается законодателем каким-то конкретным промежутком времени: раскрытие доказательств может осуществляться параллельно процедуре судебного доказывания.
Причиной эффективности института раскрытия доказательств в Великобритании является, во-первых, сам принцип построения англосаксонского процесса, в котором предусмотрена синхронность хода судебного процесса и хода судебного доказывания. Соответственно, после того как стадия процесса или этап доказывания завершаются, стороны не смогут совершить необходимые для отстаивания своих интересов действия. Согласно указанному подходу раскрытие доказательств, по праву Великобритании, осуществляется в строго определенный промежуток времени, преимущественно на этапе подготовки к рассмотрению дела.