Дата публикации: 01.08.2024

Развитие территорий муниципальных образований и реализация демократических инструментов

Аннотация

В современных условиях укрепления институтов гражданского общества важно обратить внимание на муниципальный уровень организации публичной власти. При этом поступательное развитие территорий муниципальных образований невозможно без системного диалога и взаимодействия органов местного самоуправления с общественными структурами. Авторы статьи полагают, что демократические инструменты и высокий уровень правовой культуры граждан способны обеспечить реализацию национальных проектов и государственной политики на муниципальном уровне в достаточном объеме.




Сегодня выступает очевидным факт первоочередного исследования роли гражданского общества в укреплении государственной власти и совершенствовании национальной правовой системы. В стороне не должна оставаться сфера местного самоуправления, развитие муниципальных практик и общественного пространства.

Конституционные изменения 2020 г. закрепили принципы доверия государства и общества, социального партнерства, политической и социальной солидарности (ст. 75.1 Конституции РФ). Кроме этого, введен институт единой системы публичной власти, включающий в себя взаимодействующие между собой органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 80, ч. 3 ст. 132 Конституции РФ) и который, по мнению Конституционного Суда РФ, выражается в том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, что предполагает согласованное действие различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан.

Представленные нововведения демонстрируют укрепление демократической сферы и создают необходимые условия для системного вовлечения граждан в мероприятия по решению проблем самого различного характера в муниципальном пространстве. Развитие территорий муниципальных образований, а также решение вопросов местного значения всегда были и остаются первоочередными, требующими достаточного диалога между властью и населением.

Сегодня законодатель устанавливает возможность диалога государства и институтов гражданского общества на уровне бюджетного планирования, в целях чего в 2021 г. организационно-правовые основы бюджетной системы дополнены принципом участия граждан в бюджетном процессе. Таким образом, подчеркивается важность и значимость мнения гражданского сообщества не только при процедуре принятия бюджета в пределах соответствующей территории, но и активного участия общественных структур на стадии исполнения бюджетных обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, а также присутствия институтов общественности при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий за исполнением бюджета и в процессе утверждения бюджетной отчетности. Стоит отметить, что сегодня главы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований активно осуществляют рабочие встречи с населением, взаимодействуют с гражданами в рамках информационно-коммуникационных технологий, обсуждают вопросы инфраструктурного и социального развития соответствующих территорий, а также стремятся учитывать пожелания жителей при формировании региональных и муниципальных бюджетов и их корректировки с учетом традиций, национального состава, самобытности проживающих народов и иных культурно-исторических особенностей.

При этом местное самоуправление признано уровнем публичной власти, его решения являются общеобязательными, оно выступает в некоторой мере представителем государства на местном уровне и связующим звеном между гражданским обществом и государством. Такая природа позволяет населению муниципальных образований транслировать свои интересы на уровень государственной власти. Например, состояние демократических инструментов на муниципальном уровне способно влиять на формирование стратегии развития системы местного самоуправления и реализации плановых мероприятий в этой сфере. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предусматривает стратегическое планирование на уровне муниципального образования с возможностью вовлечения граждан, общественных объединений, экспертных групп в данный процесс.

Список литературы

1. Битерман О.Э. Роль приоритетных национальных проектов для российской государственности / О.Э. Битерман, С.М. Воробьев // Юридическая мысль. 2023. № 1. С. 35–41.
2. Пешин Н.Л. Муниципальная власть: продолжение государства или институт самоорганизации общества? / Н.Л. Пешин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 2 (37). С. 38–50.
3. Романовская О.В. Делегирование государственно-властных полномочий в системе публично-правового регулирования / О.В. Романовская // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 36. С. 143–156.
4. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А.П. Семитко. Екатеринбург : Издательство Уральской государственной юридической академии, Издательство гуманитарного университета, 1996. 316 с.
5. Тихомиров Ю.А. Динамика управления в современном обществе / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 11. С. 5–18.
6. Уваров А.А. О правовых основах осуществления общественного контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг населению / А.А. Уваров // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10 (59). С. 83–90.

Остальные статьи