Актуальные проблемы парламентского контроля
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам парламентского контроля в Российской Федерации. Определено то, что отсутствие понятия «парламентский контроль» на законодательном уровне, а в Конституции РФ — всех форм парламентского контроля требует урегулирования. Анализируются идеи ведущих конституционалистов по вопросам парламентского контроля
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2024 |
Страницы | 19-22 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-8-19-22 |
Парламентский контроль играет важную роль в становлении правового государства, где главное место отведено защите прав и законных интересов граждан. Федеральное Собрание РФ на постоянной основе осуществляет деятельность по парламентскому контролю. Исследование нормативных правовых актов и литературы показало, что в настоящее время проводится работа по регулированию вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти, разработке решений, связанных с принятием законодательной базы, отвечающей требованиям современного общества. Формы парламентского контроля свидетельствуют о проводимых мероприятиях, направленных на предотвращение коррупционных фактов, исследование вопросов по расходованию бюджетных средств.
Несмотря на регулирование деятельности Федерального Собрания РФ в части осуществления им парламентского контроля на законодательном уровне, существуют проблемы, связанные с его функционированием и исполнением поставленных задач Правительством РФ. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием в нормативных правовых актах России определения «парламентский контроль». В настоящее время определение «парламентский контроль» дано многими авторами в литературе. Однако на уровне федерального законодательства понятие не закреплено.
Следует отметить то, что субъекты РФ пытаются формулировать дефиниции парламентского контроля, внося в свои Конституции (Уставы) положения о парламентском контроле. Это просматривается в актах Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Рязанской области.
Из авторов достаточно емкое понятие парламентского контроля дано М.С. Савченко, который под парламентским контролем понимает комплекс правовых мер, осуществляемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по установлению соответствия Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации деятельности органов исполнительной власти по реализации законов.
Как утверждает И.Д. Злобина, отсутствие определения порождает основание полагать о формальном действии рассматриваемого института в практической деятельности, о принятии информации от органов исполнительной власти без проведения мероприятий по ее проверке и анализу.