О роли парламента Кыргызской Республики в разработке и реализации научной и научно-технической политики
Аннотация
В статье осуществлена попытка обозначения роли парламента Кыргызской Республики (КР) в качестве субъекта научной, научно-технической политики государства. На основании сравнительно-правового анализа конституций государств — членов Ассамблеи тюркских государств (ТюркПА) выявлены сходства и различия положений, определяющих политику данных государств в сфере науки. Путем ретроспективного анализа конституционно-правового регулирования сферы науки обозначена ведущая роль парламента в определении приоритетов научной, научно-технической политики КР. На основе функционального анализа деятельности парламента КР и исследования структуры парламентов государств — членов ТюркПА выработаны рекомендации по повышению эффективности реализации функций Жогорку Кенеша (парламента) КР и его профильного комитета в сфере науки и научно-технической политики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 08/2024 |
Страницы | 12-18 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-8-12-18 |
Государственная политика в области науки и научно-исследовательской деятельности находит правовое обеспечение путем закрепления в Основном Законе государства, а также посредством создания отраслевого законодательства. В конституциях ряда стран — членов Парламентской Ассамблеи тюркских государств (ТюркПА) положения, отражающие научно-техническую политику, обнаруживаются в положениях, закрепляющих свободу сферы науки, гарантии свободы творчества. Национальный законодатель Казахстана и Азербайджана ограничился лишь провозглашением творчества и науки свободными. При этом Азербайджан посвящает данному вопросу отдельную статью, а казахстанская Конституция гарантирует свободу творчества наряду со свободой слова, не выделяя данный вопрос в отдельную статью. В Конституции же Турции четко и ясно зафиксировано право человека свободно изучать и преподавать науку и искусство, давать разъяснения, а также проводить исследования в этих областях, что не имеет места ни в одной из конституций других государств ТюркПА.
В конституциях двух других тюркских государств помимо свободы науки отражена политика государства в сфере науки. В ч. 2 ст. 54 Конституции Узбекистана закреплена забота государства о научном и техническом развитии общества.
В Конституции Туркменистана в ст. 15, 16, 56 отражены приоритеты государственной политики с открытым использованием термина «научно-техническая политика».
В действующей Конституции КР гарантии государства в сфере науки нашли широкое закрепление, однако не закреплено право и свобода науки и творчества. В ч. 1 ст. 22 закреплено положение, утверждающее опору развития общества и государства на науку, что важно для поступательного развития государства.
Далее в ч. 3 данной статьи зафиксированы приоритеты государственной политики в сфере науки, выражающиеся через содействие развитию результативности научной деятельности, обязательства финансирования и поддержки научных учреждений и организаций, реализации стратегии их развития.