Дата публикации: 01.08.2024

О роли парламента Кыргызской Республики в разработке и реализации научной и научно-технической политики

Аннотация

В статье осуществлена попытка обозначения роли парламента Кыргызской Республики (КР) в качестве субъекта научной, научно-технической политики государства. На основании сравнительно-правового анализа конституций государств — членов Ассамблеи тюркских государств (ТюркПА) выявлены сходства и различия положений, определяющих политику данных государств в сфере науки. Путем ретроспективного анализа конституционно-правового регулирования сферы науки обозначена ведущая роль парламента в определении приоритетов научной, научно-технической политики КР. На основе функционального анализа деятельности парламента КР и исследования структуры парламентов государств — членов ТюркПА выработаны рекомендации по повышению эффективности реализации функций Жогорку Кенеша (парламента) КР и его профильного комитета в сфере науки и научно-технической политики.




Государственная политика в области науки и научно-исследовательской деятельности находит правовое обеспечение путем закрепления в Основном Законе государства, а также посредством создания отраслевого законодательства. В конституциях ряда стран — членов Парламентской Ассамблеи тюркских государств (ТюркПА) положения, отражающие научно-техническую политику, обнаруживаются в положениях, закрепляющих свободу сферы науки, гарантии свободы творчества. Национальный законодатель Казахстана и Азербайджана ограничился лишь провозглашением творчества и науки свободными. При этом Азербайджан посвящает данному вопросу отдельную статью, а казахстанская Конституция гарантирует свободу творчества наряду со свободой слова, не выделяя данный вопрос в отдельную статью. В Конституции же Турции четко и ясно зафиксировано право человека свободно изучать и преподавать науку и искусство, давать разъяснения, а также проводить исследования в этих областях, что не имеет места ни в одной из конституций других государств ТюркПА.

В конституциях двух других тюркских государств помимо свободы науки отражена политика государства в сфере науки. В ч. 2 ст. 54 Конституции Узбекистана закреплена забота государства о научном и техническом развитии общества.

В Конституции Туркменистана в ст. 15, 16, 56 отражены приоритеты государственной политики с открытым использованием термина «научно-техническая политика».

В действующей Конституции КР гарантии государства в сфере науки нашли широкое закрепление, однако не закреплено право и свобода науки и творчества. В ч. 1 ст. 22 закреплено положение, утверждающее опору развития общества и государства на науку, что важно для поступательного развития государства.

Далее в ч. 3 данной статьи зафиксированы приоритеты государственной политики в сфере науки, выражающиеся через содействие развитию результативности научной деятельности, обязательства финансирования и поддержки научных учреждений и организаций, реализации стратегии их развития.

Список литературы

1. Атабекова Н.К. К вопросу о роли парламента в разработке и реализации социальной политики в Кыргызской Республике / Н.К. Атабекова // Синергия. 2017. № 6. С. 34–42.
2. Ахмедов Г.Г. Место парламента в осуществлении научной и научно-технической политики и правовые формы ее реализации / Г.Г. Ахмедов // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 2. С. 63–76.
3. Балтабаев Р.Б. О генезисе контрольных функций Жогорку Кенеша Кыргызской Республики / Р.Б. Балтабаев // Вестник Кыргызской государственной юридической академии. 2018. № 2. С. 93–98.
4. Василевич Г.А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск : Право и экономика, 2008. 84 с.
5. Габдуалиев М.Т. Актуальные вопросы реализации конституционных функций парламента Республики Казахстан / М.Т. Габдуалиев // Парламентаризм в современном мире: теория и практика : материалы VII Международного Конституционного форума, посвященного 10-летию ю
6. Гегедюш Н.С. Механизмы реализации контрольных функций парламента в современной России / Н.С. Гегедюш // Парламентаризм в современном мире: теория и практика : материалы VII Международного Конституционного форума, посвященного 10-летию юридического факульт
7. Глухова Е.О. Парламентский контроль за деятельностью административных органов / Е.О. Глухова // Парламентаризм в современном мире: теория и практика : материалы VII Международного Конституционного форума, посвященного 10-летию юридического факультета Сара
8. Кочкарова Э.А. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в современном демократическом государстве : автореферат диссертации доктора юридических наук / Э.А. Кочкарова. Бишкек, 2016. 50 с.
9. Луценко О.А. Контрольные функции региональных парламентов / О.А. Луценко // Парламентаризм в современном мире: теория и практика : материалы VII Международного Конституционного форума, посвященного 10-летию юридического факультета Саратовского государстве
10. Майданник Е.А. Теоретические проблемы контрольной функции парламента Украины : автореферат диссертации доктора юридических наук / Е.А. Майданник. Киев, 2007. 36 с.
11. Мичурина Е.С. Законодательное обеспечение экономических прав и свобод: проблемный аспект / Е.С. Мичурина // Парламентаризм в современном мире: теория и практика : материалы VII Международного Конституционного форума, посвященного 10-летию юридического фак
12. Мырзалимов Р.М. К вопросу о контрольной функции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики / Р.М. Мырзалимов, А.К. Джайлоева // Политологические исследования. 2020. № 56. С. 113–125.
13. Хамзина Ж.А. Конституционно-правовые основы государственного управления социальной сферой в РК : диссертация доктора юридических наук / Ж.А. Хамзина. Алматы, 2009. 307 с.
14. Alexeev, S.G. Integral Evaluation of the Regional Innovation Potential / S.G. Alexeev // TheIssues of Modern Economy. 2009. Iss. 2. P. 306–308.

Остальные статьи